С чего начать обучение игре на гитаре? / Что надо знать и без чего не получится?

Набравший запрос «как научиться играться на гитаре?» новичок, столкнется с тысячами уроков по гитарным техникам, исполнительским приемам и теоретическим нюансам. Впитать всю эту информацию трудно даже опытным музыкантам, а начинающих она и вовсе может запутать. Рассмотрим только самые необходимое темы, с которых стоит начать обучение игре на гитаре.

Нужно ли начинать обучение на гитаре с образовательных учреждений?

Бытует мнение, что для освоения игры на гитаре необходимо получить профессиональное образование. Отчасти это верно, колледж и вышка дадут необходимые гитаристу знания. Но будет ли этот путь наиболее эффективным?

Скорее нет, чем да. Обучение в образовательных учреждениях длится минимум 4 года, поэтому преподаватели не стремятся дать концентрированные знания. В ходе этого времени тебя придется выискивать крупицы информации среди кучи ненужного материала. Половина учебного времени даже не связана с музыкой, в расписании колледжей есть: физ-ра, сценическое мастерство, история и т.д.

Учителя не всегда учитывают желания студентов. Если по программе идет курс джазовой музыки, то про любимый рок и блюз можно забыть на долгое время. Сами занятия проходят по советским учебникам, а информация в них изложена не самым доходчивым образом.

Схожие проблемы присутствуют во многих гитарных кружках, а иногда и у репетиторов. Одни не учитывают желаемый жанр, а другие работают исключительно над техникой. Подобные учителя любят давать материал обрывисто, не объясняют его предназначение.

Порой все проще, чем кажется. Чтобы научится играть блюз, например, тебе не понадобится изучать культуру ренессанса, игру боем или упражнения на легато. Тебе нужно играть блюз, создавать музыку и кайфовать от нее. Однако получить базовые знания все же не будет лишним, настолько уж некоторые из них фундаментальны. Самостоятельно или с небольшой помощью, но эту информацию может освоить любой начинающий музыкант.

Какую теорию нужно знать, чтобы научится играть на гитаре?

Вместить теорию музыки в пару абзацев невозможно. Советы ниже позволят оценить фронт работ, дадут представление об основах.

В дальнейшем есть 2 пути развития:

  1. Самостоятельно собирать информацию из разных источников. Что довольно полезно.
  2. Воспользоваться готовым руководством. Что проще и быстрее.

Совет независимо от выбора: постарайся сразу закреплять теорию на практике. Самое простое действие запомнится в сто раз лучше, чем бездействие.

Что такое тон и полутон?

Два базовых термина, которые не раз встретятся в твоей гитарной карьере:

Полутон = 1 гитарный лад.

Тон = 2 гитарных лада.

Как запомнить музыкальные интервалы?

Между 2 любыми нотами есть определенное расстояние, то есть интервал. Интервалы – один из ключевых кирпичиков в фундаменте любой музыкальной композиции. Их знание поможет строить аккорды и даст общее представление об устройстве грифа.

Возьми гитару и построй свой первый осмысленный интервал от ноты До. Прима находится на расстоянии в 0 полутонов от До, а значит это одна и та же нота. Большая секунда находится на расстоянии 1 тон, а значит это Ре. Остальные интервалы сыграй самостоятельно.

Строй интервалы на соседних струнах и постарайся запоминать их аппликатуры. Многие из интервалов могут показаться знакомыми. Если нет, то обрати внимание на квинту, кварту и октаву. Они чаще всего встречаются в эстрадной музыке. Чуть позже мы еще раз столкнемся с терциями.

Аппликатура интервалов остается неизменной, как будешь готов – переходи на остальные струны. Максимального эффекта можно добиться пропевая это упражнение. Произносить можно любую букву, но лучше петь ноту или сам интервал. Рекомендую посмотреть видео по визуализации грифа через интервалы.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Почему одни интервалы звучат благозвучно, а другие неблагозвучно?

Высота интервала: Каждая музыкальная нота с физической точки зрения представляет собой звуковую волну, которая имеет свою частоту колебания. Различия в колебании 2 нот и создают музыкальный интервал. Например, если один звук по частоте вдвое выше другого, то между ними образуется октава.

Консонансые интервалы: Простые математические отношения частот образуют наиболее гармоничные интервалы. Упомянутую октаву можно выразить как отношение 2:1, квинту – 3:2, а кварту – 4:3. Эти пропорции создают приятное для человека сочетание звуков.

Диссонансные интервалы: Но бывают и менее благозвучные интервалы. Они отличаются более сложным математическим отношением, из-за чего и имеют неустойчивый характер. Например, тритон (увеличенная кварта или уменьшенная квинта) имеет отношение частот 45:32 или 64:45, что делает его звучание таким напряженным.

Почему тритон называли дьявольским интервалом?

Неустойчивость тритона была особенно заметна в средневековой музыке. Тогда он получил прозвище «дьявольского интервала», и имел посредственную репутацию среди композиторов. Все из-за 6 полутонов, которые уж совсем неуютны для человеческого уха.

Поскольку культура средневековой Европы была тесно связана с религиозными ценностями, музыкальные нормы того времени определялись именно церковью. А в церковной музыке использовались возвышенные и яркие интервалы: квинты и кварты. Неустойчивое звучание тритона просто не подходило под стиль средневековой музыки, поэтому его избегали.

Но несмотря на «дьявольское» наименование, за исполнение тритона не было никаких негативных последствий. Церковь не издавала запрещающих интервал указов, да и случаев с наказанием за его игру зафиксировано не было.

Современная музыка отошла от церковных традиций и сейчас тритон используется гитаристами разных жанров. Чаще всего его можно встретить в блюзе, джазе и тяжелой музыке. Особую популярность интервал приобрел в поджанрах металла, так как для них «дьявольское» звучание в общем-то и не является проблемой.

Строение натурального мажора на гитаре

Научись строить мажорную гамму от любой ноты. Даже таким базовым навыком не может похвастаться половина гитарных самоучек. И очень зря, ведь мажорной гаммой можно обыграть несчетное количество песен. Кроме того, с ней ты лучше поймешь устройство аккордов, сможешь играть параллельные тональности и даже научишься делать сальто. Шутка! Параллельные тональности через абзац.

Выучи последовательность как скороговорку.

Закрепи знания на практике, попробуй построить До мажорную гамму на 2 струне. В этом случае тоника находится на 1 ладу, остальные ноты найди самостоятельно. Если все получилось, то ты окажешься на 13 ладу. Необходимо уметь играть мажорную гамму по всему грифу, больно эта важная штука.

Трезвучия на гитаре

Трезвучия – аккорд из 3 звуков на расстоянии терций друг от друга. Если научишься играть трезвучия, то сможешь самостоятельно построить сотни вкуснейших аккордов. Также этот навык пригодится в импровизации.

Трезвучия бывают:

  • Мажорными. Большая терция + малая терция.
  • Минорными. Малая терция + большая терция.
  • Уменьшенными. 2 малые терции.
  • Увеличенное. 2 большие терции.

Начать лучше с мажора и минора.

Построй свое первое мажорное трезвучие. Начини с привычной До, большая терция от нее – Ми. Малая терция от Ми – Соль. Если забудешь какая терция нужна, то просто играй ноты, которые входят в гамму.

Оказывается, не все так страшно. Эти 3 ноты и есть трезвучие. Конечно, пользы от одной лишь До будет не много. Чтобы в полной мере раскрыть потенциал трезвучий, нужно знать аппликатуры всех 4 видов. На всем грифе! С началом тренировок можно завести аккордовый словарик и записывать в него понравившиеся трезвучия. Рекомендую посмотреть это видео.

Параллельные тональности на грифе гитары

Параллельные тональности мажора и минора имеют одни и те же звуки, но играются от разных нот. У До мажора параллельным другом будет Ля минор. Находится Ля на 2 тона ниже, чем До. Правила в 2 тона действует для всех нот. Разобравшись во взаимоотношениях тональностей, играть аккомпанемент и соло станет в 2 раза проще.

Какие техники нужно знать, чтобы научится играть на гитаре?

Это – базовые техники, с которыми необходимо ознакомиться для комфортной игры.

Техника правой руки без медиатора

В первую очередь необходимо освоить игру правой рукой без медиатора, в данном случае перебором. Нужно это для того, чтобы поймать ощущение воздушности и в последствии перенести его на остальные техники. Постарайся не прижимать руку к деке, не создавать лишних напряжений.

Проконтролировать себя очень просто:

  • Встань и опусти руки. В расслабленном состоянии кисть наполовину сомкнута. Так же она должна выглядеть и на гитаре.
  • Согни правую руку в локте. Кисть все еще болтается.
  • Сохрани конструкцию и перенеси ее на гитару.

Минимум напряжений – максимум пользы. Еще один плюс перебора – его красота. Самые крутые арпеджио получаются именно благодаря этой техники. Для тренировки можешь посмотреть это видео.

Техника правой руки с медиатором на гитаре

Лучшая школа правой руки – видео курс Пола Гилберта (Paul Gilbert). Про него есть отдельное видео на канале. Логика игры с медиатором все та же: движение руки должно быть естественным и расслабленным.

В школе Пола ты научишься:

  • Играть переменным штрихом.
  • Переходить на соседнюю струну.
  • Переходить через струну.

Звучит просто, но на деле переменному штриху можно учится всю жизнь. Обрати особое внимание на переменный штрих с нечетным числом ударов и переходом на соседнюю струну.

Необычные медиаторы известных гитаристов

Да, школа Пола (Paul) рассчитана на технику игры с медиатором. Но его коллеги достигают не менее впечатляющих результатов и без конусовидного кусочка нейлона. Быть может, ты также станешь одним из гитаристов, которые предпочитают медиаторам их необычные альтернативы.

Брайан Мэй (Brian May): Гитарист группы Queen, Брайан Мэй (Brian May), известен использованием монеты в 6 пенсов в качестве медиатора. Он обнаружил, что нулевая эластичность металла позволяет ему добиться яркой и громкой атаки. Также гитарист сказал, что монета никогда не застревает в гитаре, и ее ребристой частью можно создавать шуршащий звук.

«Раньше я использовал очень гибкие медиаторы, их звук казался мне плавным. Но потом я обнаружил, что именно жесткие медиаторы передают в пальцы всю необходимую информацию о движении струны. …Так я и пришел к монете в 6 пенсов». – Брайан Мэй (Brian May)

Монета 6 пенсов

Дэйв Грол (Dave Grohl): После распада Nirvana, Дэйв Грол (Dave Grohl) не стал бросать музыку и взял в руки гитару. Но вместо обычного медиатора, гитарист решил воспользоваться кредитной картой. Ее гибкий материал показался Дэйву (Dave) наиболее удобным для извлечения звука.

Дэйви Джонстон (Davey Johnstone): Дэйви Джонстон (Davey Johnstone), гитарист Элтона Джона (Elton John), хвастался тем, что однажды отыграл концерт с помощью акульего зуба. Форма и твердость органа бедной рыбы позволили Джонстону (Johnstone) извлечь цепкий и пробивной звук. Откуда Дэйви (Davey) достал такой необычный медиатор остается загадкой.

Что изучать дальше?

Изучив основы, гитарист отправляется в свободное плавание. Для поддержания прогресса можно разобраться в септаккордах, они чуть сложнее трезвучий. Знания нот на грифе также не будет лишним. Но в общем нужно сконцентрироваться на наращивании наслушанности и музыкальной эрудиции.

Изучи лучших исполнителей своего любимого жанра и играй их песни. Не знаешь с чего начать? Выбери классику: The Beatles, Guns N’ Roses, Metallica и так далее. Впитывай сильные стороны каждого коллектива. Рано или поздно ты начнешь неосознанно использовать приемы великих групп в своей игре. Так и получается фирменный стиль.

Многие техники саморазвития придут с опытом. Но с самого начала постарайся:

  • Анализировать сыгранные композиции через призму теории, находить в них закономерности.
  • Снимать песни на слух, меньше пользоваться табами.
  • Как можно раньше начать импровизировать. За основу можешь взять минусовку любимой песни, так как ты знаком с ее темпом и ритмическим рисунком.
  • Пытаться джемить с другими музыкантами, пусть даже онлайн.

И не забывай получать удовольствие от игры!