Из чего состоит импровизация на гитаре?

Импровизация – сложнейший раздел музыки, но именно он позволяет гитаристу напрямую передать эмоции через звуки. Дабы научится создавать мелодию из ничего, следует разобраться в необходимых для этого навыках и способах их развития.

Что важнее всего для развития импровизации?

Главная составляющая импровизации – владение контекстом. Чтобы научится этому навыку, необходимо впитать как можно больше особенностей необходимого жанра. Начать можно со следующих 3 пунктов.

Проанализируй ритмику жанра, в котором хочешь импровизировать

Первым делом изучи ритмику интересующего жанра и найди ней закономерности. Если хочешь освоить блюзовую импровизацию, то обрати внимание на использование в этом стиле акцентов на слабую долю и простой репетитивный рисунок. После первых 2-3 блюзовых треков ты можешь заметить, что в этом жанре часто используется 12-тактовая структура с размером 4/4.

В джазовой музыке закономерности найти чуть сложнее, но даже эта особенность сама по себе и является закономерностью.

  • Джазовые музыканты часто экспериментируют с разными размерами. Для стиля характерны не только стандартные 4/4, 3/4, но даже экзотические 7/4 или 5/4
  • В джазе используются свинговые ритмические смещения
  • В ритм-секциях джаза распространена синкопа

Точно такой же анализ необходим для любого другого жанра, которым ты хочешь овладеть.

Настрой гитарный тон под необходимый стиль

Гитарный тон не главная, но важная часть музыкального контекста. Благо для подгона звука необязательно покупать педали и дорогое оборудование, достаточно базово настроить тон своего инструмента.

В том же блюзе гитаристы предпочитают теплоту и округлость с акцентом на средние частоты. Большинство треков играется на перегрузе, который украшает характерные для жанра бенды и вибрато. В этом стиле будет уместно открыть ручку громкости и слегка прибавить гейна.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Джаз же более плавный. Дисторшен, овердрайв и прочие искажения в этом жанре неуместны. Громкость для игры джаза следует убавить, а ручкой тона подрезать кричащие высокие частоты.

В любых других жанрах базово отстроить тон не сложнее, чем в джазе и блюзе. Даже такие простые манипуляции внесут в твою игру музыкальный контекст, а значит поймать настрой музыки станет проще.

Изучи звукоряды и характерные для стиля лады

Звукоряды и характерные для жанра лады – основа, которой ты будешь пользоваться для построения импровизации. Как и в предыдущих шагах, проанализируй отличительные особенности нужного стиля.

Рок и блюз известны использованием пентатоники, то есть гаммы всего из 5 нот. В обоих стилях уместен и блюзовый лад, который включает в себя дополнительную «синюю ноту», то есть уменьшенную пятую ступень.

Любителям рок импровизации стоит использовать в игре миксолидийский лад с его пониженной 7 ступенью. Особенность придает гамме грустинку, которой Джон Леннон (John Lennon) украсил «I Feel Fine» и «She Said She Said».

Из жанра можно забирать и характерные для него аккорды. В современном роке практически не пользуются септами и трезвучиями, а играют мощными Паэр-аккордами (Power-Chord). Они состоят из простых квинт и октав. Такой минимализм говорит о важности интервалов для рок музыки.

Для анализа характерных фишек рока, блюза или джаза не нужно иметь музыкальное образование. Основу импровизации можно заложить путем прослушивания классиков жанра и копирования их повадок.

Как нарабатывать владение музыкальным контекстом?

Импровизация редко исходит из сердца. Чаще всего для развития этого навыка нужно владеть контекстом: погрузиться в характерную ритмику, звукоряды и гитарный тон нужного жанра. Начать практику можно следующими способами.

Снимай произведения на слух, чтобы прокачать импровизацию

Снятие треков на слух – высшая степень активного прослушивания. Этот навык поможет усвоить фразировку, динамику, артикуляцию трека и самого жанра. Перенося перечисленные аспекты на свою игру, ты в разы расширишь понимание стиля.

Разучиванием треков на слух ты пополнишь свой музыкальный словарный запас. Из каждой композиции следует заимствовать идеи или даже целые фразы. Конечно, их можно записывать в тетрадку и оставлять до лучших времен. Но именно снятая на слух фраза запомнится эффективнее, чем цифры в табулатуре.

Постоянство в разборе на слух прокачивает еще один важный аспект для импровизатора – наигрыш. Через десяток полностью разученных треков нужного жанра, ты точно заметишь прогресс в собственном творчестве.

Сочиняй треки, чтобы развить свою импровизацию

В отличает от импровизации, при сочинении треков ты не скован временными рамками. У тебя получится доработать, исправить и изменить мелодию сколько угодно раз. Это научит избирательности, которую следует перенести на свою импровизацию.

При сочинении музыки обязательно записывай результат и пересушивай его через время. Так ты сможешь по новому взглянуть на работу и исправить ошибки, которые в начале не бросались в глаза.

Для прокачки импровизации играй с реальными музыкантами

Нештатные ситуации в коллективе идеально подойдут для отработки импровизации. В отличие от тепличных условий дома, тебе придется подстраиваться под товарищей и синхронизировать ритмику с неидеальным темпом других инструментов.

По началу уследить за изменениями в динамике и неожиданными музыкальными репликами непросто. Но после практики в группе ты начинаешь быстро думать и научишься принимать решения на лету. Эти навыки – главное оружие любого импровизатора.

Импровизация сводится к наработке большого инструментария, который и нужно применять при создании фраз. Для этого разбирай необходимый жанр: ритмика, тон, звукоряды и другие особенности должны стать частью твоей игры.

Нарабатывай владение музыкальным контекстом

  • Снимай треки на слух и увеличивай наигрыш
  • Сочиняй и записывай собственную музыку
  • Джемь (Jam) с другими музыкантами, чтобы научится создавать на лету

Да, освоить импровизацию непросто. Но только с большим багажом знаний ты сможешь не задумываться об аппликатурах и импровизировать сердцем.