Как солировать на блюз / От простого соло к сложному, но красивому

Блюз – международный язык в мире музыки. Этот жанр заложил основу для современных гитарных стилей, поэтому его изучение будет полезно всем музыкантам. Дабы игра блюза стала осознанной, рассмотрим главные составляющие жанра и способы его солирования.

Блюзовая пентатоника – важнейшая составляющая блюза

Блюзовая пентатоника – основа одноименного жанра. В отличие от обычной пентатоники, в ней присутствует целых 6 нот. Новинка – пониженная 5 ступень, так называемая «синяя» нота. Она и придает звучанию гаммы узнаваемый меланхоличный оттенок.

Слева – простая пентатоника, справа – блюзовая.

Не меньшей популярностью пользуется и мажорная блюзовая пентатоника. Для ее построения достаточно прибавить пониженную 3 ступень в классическую последовательность из 5 нот. Также в блюзе уместно прозвучат обычные минорная и мажорная пентатоники.

На основе блюзовой гаммы можно построить бесчисленное количество соло. Но в этом жанре не принято безразборно устраивать поливы через всю гамму, ноты следует выбирать с умом. Эта аккуратность отражается на стиле фразировки, в котором присутствуют всего 3-4 звука за такт.

Исполняются эти фразы в формате Вопрос — Ответ. Вопросительный лик чаще всего играется путем эксперимента с неустойчивыми ступенями, а ответный – устойчивыми. Таким образом получается целый язык на основе всего 6 нот.

Самый популярный септаккорд в блюзе

Для блюза характерно использование доминантсептаккордов. Это – аккорд из четырех нот, который состоит из тоники, мажорной терции, квинты и минорной септимы. В тональности C доминантсептаккордом будет C-E-G-Bb.

Блюзмены любят домининантсептаккорд из-за напряжения между мажорной терцией и минорной септимой. Эта неустойчивость помогает музыкантам выразить то неспокойное чувство, которое характерно для блюза.

Классическая аккордовая прогрессия в блюзе

Самая распространенная аккордовая прогрессия в блюзе – I, IV и V. В этом жанре работу стабильной ноты берет на себя 5 ступень. Именно на ней лик будет звучать завершенным и устойчивым. 4 ступень не входит в аккорд, поэтому она звучит напряженно и пытается разрешиться в 5 ступени. Тоника, как и в любой другой гамме, звучит солидно и уверенно.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Блюзовые музыканты выбирают именно эту прогрессию потому, что она позволяет передать широкий спектр эмоций. Экспрессивность обеспечивает прочную основу для импровизации, что делает эту прогрессию фундаментальным элементом блюза.

Что такое 12-тактовый квадрат?

12-тактовый квадрат – последовательность аккордов, характерная для блюза. Структура 12-тактного блюза обычно представляет собой три строки по 4 доли

  1. 4 доли I ступени
  2. 2 доли IV ступени и 2 доли I ступени
  3. 1 доля 5 ступени, 1 доля IV ступени, 2 доли I ступени

Именно такую последовательность чаще всего можно услышать в блюзовой музыке.

Как солировать на блюз?

Обыгрывай блюз минорной пентатоникой

Обыгрывание блюза минорной пентатоникой – беспроигрышный вариант в любой музыкальной ситуации. Из-за ее напряженного настроения и сходства с блюзовым ладом, пентатоника идеально дополнит прогрессию I-IV-V.

Нет ничего хуже скованности в блюзе, поэтому для полного раскрытия пентатоники используй параллельные тональности. Они помогут найти мажорную гамму с необходимыми для минора нотами.

Используй блюзовую пентатонику для построения качественного соло

Построить блюзовый лад просто: достаточно добавить к минорной пентатонике пониженную 5 ступень. Но вот обыграть эту «синюю» ноту сложнее. Пониженная ступень находится вне тональности и если акцентировать на ней слишком много внимания, то она будет выделяться на фоне общей гармонии. Но играя ее менее открыто, ♭5 станет уместным дополнением привычной пентатоники.

Блюз – не только про неспешные минорные переборы. На основе этой гаммы можно сыграть настоящий рок: стоит лишь добавить перегруз и выйти за пределы блюзового квадрата. Последовательность из 6 нот встречается в «Heartbreaker» от Лед Зеппелин (Led Zeppelin), «Who Knows» Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и даже в Enter Sandman от Металлики (Metallica).

Солируй блюз с помощью мажорной пентатоники

Для создания блюзовой пентатоники мажорной направленности нужно добавить 3 пониженную ступень к обычной пентатонике. Получившееся гамма станет отличным выбором для обыгрывания доминантсептаккордов.

Для игры мажорной пентатоники не нужно учить новые аппликатуры. Достаточно сыграть минор на 3 полутона ниже оригинала. При этом нужно иметь ввиду, что ступени гаммы сдвинулись: 3 по счету нота в миноре станет мажорной тоникой.

Обыгрывай каждый блюзовый аккорд арпеджио

В первых 3 способах ты обыгрывал тональность, не обращая внимания на смену аккордов. Это – не плохо, большинство блюзовых музыкантов играют именно таким образом. Но шаг в сторону обыгрывания каждого аккорда выведет тебя на новый уровень блюзового солирования.

Для этого разбивай аккорды на части и играй арпеджио. Важно научится слышать смену аккорда и просчитывать свою игру наперед. Зная прогрессию I, IV, V, ты не прогадаешь со следующими нотами и твое арпеджио будет звучать лаконично.

Играй отдельный звукоряд на каждый аккорд

Следующая ступень солирования блюза – обыгрывание отдельного звукоряда на каждый аккорд. Для этой цели лучше всего выбрать миксолидийский лад. Его пониженная ступень будет отлично сочетаться с такой же особенностью у доминантсептаккорда.

О миксолидийском ладе можно думать как об арпеджио септаккорда с добавленными 2, 4, и 6 ступенями. Это поможет следить за сменой аккорда, а значит выйти за рамки обыгрывания тональности станет проще.

Даже зная все теоретические хитрости, звучание блюза невозможно передать словами. После освоения необходимых аппликатур, обязательно послушай классиков жанра: Би Би Кинга (B.B. King), Мадди Уотерса (Muddy Waters), Эрика Клэптона (Eric Clapton). Чем больше ты будешь прикасаться к их музыке, тем лучше получится солировать в столь самобытном стиле.