Кварто-квинтовый круг на гитаре простым языком

Половина успеха в сочинении песни кроется в выборе созвучной аккордовой последовательности. Но это же задача является и одной из самых трудных, ведь простым перебором аппликатур навряд ли удастся найти что-то стоящее. Тут на помощь и приходят 2 кольца по 12 аккордов, которые образуют кварто-квинтовый круг.

Как устроен кварто-квинтовый круг?

Нетрудно заметить, что круг разделен на внутреннее и внешнее кольцо, начнем с последнего. На нем расчерчены секции с мажорными тональностями. Тональный аккорд является самым главным в композиции, к нему будет тяготеть весь трек.

Для удобства выберем тональность До-мажор (C) и начнем изучать строение круга от нее. Если сделать шаг против часовой стрелки, то мы придем к F, то есть 4 аккорду тональности или кварте от C. Если пойти по часовой, то получится встать G, то есть 5 аккорд нашей тональности или квинту от C. Против часовой – кварта, по часовой – квинта, отсюда и название круга. Но на данный момент это просто цифры, самое время взять гитару в руки и проверить их действие на практике.

Используй кварто-квинтовый круг для игры аккордовых прогрессий

Мы выбрали До-мажор и с помощью круга нашли 4 и 5 ступени этой тональности. В итоге у нас получалась одна из самых популярных аккордовых прогрессий в современной музыке. Попробуй сыграть 1-ую ступень До (посередине), 4-ую Фа (слева) и 5-ую Соль (справа) и убедись в благозвучности последовательности.

Такую же операцию можно проделать с любой другой тональностью. Захочешь уместно обыграть Ми-мажор? Тогда найди ее на круге и отсчитай один шаг против и по часовой стрелке. Получатся E-A-B, которые звучат не хуже, чем C-F-G в предыдущем примере.

А что, если нужно обыграть не C, а C#? Просто так найти этот аккорд на круге не получится, но если вспомнить, что C# = Db, то все сразу встает на свои места.

Пример с последовательностью 1-4-5 показывает основное применение кварто-квинтового круга. С помощью него можно найти наиболее подходящие аккорды для любой тональности. Но дальше – больше.

Как найти параллельные тональности с помощью кварто-квинтового круга?

Кварто-квинтовый круг поможет определить параллельные тональности. Для этого нужно обратить внимание на внутреннее кольцо, в котором находятся минорные аккорды. Центральный Am приходится параллельной тональностью C, которая стоит прямо над ним. Также и наоборот: если посмотреть вниз от мажорного аккорда, то найдется его параллельный минор.

Зачем вообще находить параллельные тональности? Чтобы расширить исполнительские возможности. Дело в том, что 2 параллельные тональности разделяют между собой одинаковые ноты. В Am они будут начинаться от Ля, в C – от До. Но в обеих гаммах невозможно встретить что-то иное от A, B, C, D, E, F, G. Это значит, что ты с легкостью можешь обыграть До-мажор Ля-минором и наоборот.

Как сочинить песню с помощью кварто-квинтового круга?

Один из самых популярных способов применения кварто-квинтового круга – сочинение треков. Как и в случае с прогрессией 1-4-5, круг покажет аккорды, которые сочетаются друг с другом наиболее удачно.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Не будем отходить от канона и за основу возьмем тональность До-мажор. Чтобы найти подходящие для C аккорды, нужно сделать один шаг против часовой и 5 по часовой стрелке. Получатся F, C, G, D, A, E, B.

Но не спеши сразу использовать эти аккорды в треке, для начала нужно определить какие из них минорные, а какие мажорные. Первые 3 аккорда (F, C, G) всегда будут мажорными, следующая тройка (D, A, E) является минорной, а последний аккорд (B) уменьшенный.

Эту же операцию можно проделать другим способом, многим гитаристам он кажется легче. Нужно взять последовательность 1-4-5, прямо как в первом примере, и перенести ее вниз, то есть на минор. В верхнем круге получатся F, C, G, а в нижнем Dm, Am, Em. В таком случае не нужно отсчитывать минорные аккорды, ведь они всегда находятся внизу. Но вот расположение 7 ступени, то есть уменьшенного аккорда, уже не так очевидно.

Аккорды идентичны в обоих способах, поэтому используй наиболее удобный. Но перед тем как переходить к следующему шагу, самостоятельно выбери любую тональность и с помощью кварто-квинтового круга найди в ней родственные аккорды.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом?

Все 7 (или 6) аккордов, которые ты нашел с помощью круга, идеально сочетаются между собой. Ты можешь начать с центральней верхней колонки, продолжить левой нижней, а закончить на правой верхней. Такие последовательности можно выдумывать хоть каждый день. Покуда ты находишься в этой позиции, ошибки совершить невозможно.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

По такому же принципу можно найти аккорды, подходящие для минорной тональности. Достаточно выбрать главную ноту, отсчитать по одной клеточке влево и вправо и перенести всю конструкцию вверх.

Как найти аккордовые прогрессии на кварто-квинтовом круге?

Хоть в таком случае все аккорды и будут звучать уместно, но выбирать их наугад неэффективно. Лучше привязать к каждой клеточке ступень, которая будет характеризовать ее роль в тональности. Ты уже присвоил 1-4-5 ступени мажорный секции, теперь нужно сделать то же самое и с минором.

Вот они слева направо: 2-6-3. Осталось найти популярные для жанра аккордовые прогрессии и применить их в своей музыке. В том же джазе часто фигурирует 2-5-1 или 1-4, в блюзовом квадрате используется упомянутый 1-4-5, а в классическом роке иногда можно встретить 1-2-3-4.

Как разнообразить кварто-квинтовый круг?

Кварто-квинтовый круг помог найти благозвучные аккорды, но вместе с этим он и загнал исполнителя в кольца рамки. Чтобы разнообразить свои прогрессии, можно позаимствовать аккорды из родственной минорной тональности.

This image has an empty alt attribute; its file name is DSC00075-1024x683.webp

Например, для тональности Соль-мажор нужно найти Соль-минор и построить знакомую конструкцию из 6 клеточек. Получатся Eb, Bb, F, Cm, Gm, Dm. Эти аккорды также подойдут для обыгрывания Соль-мажора, но их нужно выбирать с чуть большей осторожностью.

Кварто-квинтовый круг – один из самых полезных инструментов для гитариста. С помощью него получится найти удачные прогрессии, параллельные тональности и родственные аккорды. Всю эту информацию можно применить для того, чтобы во время сочинения не выпасть из контекста своей идеи.