Секрет обыгрывания любых аккордов

Когда начинаешь изучать импровизацию, в первую очередь сталкиваешься с пентатоникой. Это – настолько жирный прием, что многие на нем и останавливаются. Но мы заплатили за целую гитару, значит будем пользоваться всеми ее возможностями.

Обыграть аккорд или сочинить мелодию можно по-разному. Сейчас речь пойдет про базовую технику с бесконечным потенциалом, про арпеджио. Если освоишь этот прием, то даже простой До мажор в твоих руках зазвучит по-новому.

Арпеджио – главный секрет обыгрывания любых аккордов

Арпеджио – ноты аккорда, которые играются по отдельности. Рекомендую начать заниматься этой техникой с трезвучий. Построй простое арпеджио от трезвучия До. Попробуй сыграть эти 3 ноты на 2 струне, начиная с 1 лада:

C – E – G

Получилось? Звучание кажется гармоничным? Пол дела сделано. Следующий шаг – большой мажорный септаккорд. Для его построения нужно добавить большую септиму от ноты До. Получится Си:

C –E – G –B

Начни с 8 лада 6 струны и попробуй самостоятельно найти ноты на других струнах. Для этого пользуйся базовыми интервалами: октавами и квинтами. Остановись на удобной аппликатуре, добавь ритм и акценты. Не стесняйся выходить из устойчивых нот, но завершай фразу на До, Ми, Соль или Си.

Арпеджио в современной гитарной музыке

«Blackbird» – The Beatles: В «Blackbird» Джордж Харрисон (George Harrison) демонстрирует родную стихию арпеджио: создание мягкой, но выразительной мелодической линии. Гитарист исполняет прием фингрестайлом для еще более нежного звучания.

«Nothing Else Matters» – Metallica: В «Nothing Else Matters» Кирк Хэмметт (Kirk Hammett) привел пример использования арпеджио для создания контраста. Благодаря приему, начало трека получилось тягучим и меланхоличным. Но такое настроение придало взрывной концовке еще больше драйва и драмы.

«Hotel California» – Eagles: Визитная карточка Eagles также включает в себя обыгрывание звуков аккорда по отедльности. Хоть Фелдер (Felder) и Уолш (Walsh) не отличаются скоростью исполнения этого приема, но благодаря уверенной ритмике и комплексному звучанию 12-ти струнной гитары, их арпеджио становится крепкой опорой для вокала и ударных.

Что нужно для того, чтобы овладеть арпеджио?

Пентатонику можно использовать в любой тональности, а арпеджио необходимо играть в соответствии с аккордовой последовательностью. Ты сможешь уверенно овладеть приемом, если хорошо знаешь ноты на грифе. Без этого навыка ****импровизация невозможна. Арпеджио не испортило еще ни одну фразу в мире.

Для игры арпеджио важно знать интервалы. Проанализируй аккорд перед игрой. Мажорное трезвучие состоит из тоники, большой терции и малой терции. Минорное – из тоники малой терции и большой терции. Будет проще, если ты начнешь проговаривать интервалы вслух.

Главная сложностей при игре арпеджио заключается в обыгрывании аккорда. Успеешь найти нужную аппликатуру вовремя – значит победишь арпеджио. В начале даже медленная последовательность аккордов может оказаться сложной. Лечится это 3 способами: большим количеством опыта, знанием интервалов и информацией в пособии «Твое мышление на гитаре»

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Как тренировать игру арпеджио?

Самое сложное позади. Осталось научиться играть арпеджио чисто и ритмично. В этом нет особой науки, поэтому гитару в руки и:

  1. Бери понравившуюся гармонию. Проще всего начать с Am или C.
  2. Самостоятельно строй интервалы и находи ноты. Лучше сразу в нескольких местах.
  3. Включи метроном и играй в медленном темпе.

Теперь попробуй обыграть последовательность аккордов. Можешь записать 3-4 понравившиеся аккорда и импровизировать. На ютубе лежит много интересных минусовок в разных жанрах, стоит только поискать.

Не обязательно использовать как можно больше звуков**.** Выбери одну или две жирные ноты на аккорд и сыграй тягуче, вдумчиво. Разнообразь географию: играть ноты на всем грифе эффективнее, чем сидеть на одном месте.

Упражнения на арпеджио

Перед обыгрыванием аккордов можно потренироваться играть только арпеджио, начать стоит с упомянутого До мажора. Попробуй сыграть арпеджио разной сложности:

  • Восходящее арпеджио. Самая простая аппликатура на одну октаву.
  • Восходящее и нисходящее арпеджио. Тоже самое, но с возвратом в тонику на 6 струне.
  • Арпеджио через 2 октавы. Построй октаву с 6 струны на 4, а с нее на 2. В случае До мажора ты окажешься на 13 ладу 2 струны.
  • Арпеджио через 3 октавы. Дойди до До на 13 ладу второй струны. Теперь найди тонику на 1 струне. Для пущего эффекта можно сделать слайд до нужного лада. Сыграй восходящее и нисходящее арпеджио.

После такой тренировки обыгрывать аккорды станет намного проще.

Базовые аппликатуры арпеджио

Если самому строить арпеджио не хочется, попробуй вбить в пальцы его аппликатуру. Этим не стоит злоупотреблять на начальных этапах, но навык полезный. Сразу начнем с мажорного септаккорда, а то будет скучно:

E|————————————12–15–

B|—————————-12–13———-

G|————————12——————

D|————-9–10–14———————-

A|———10———————————

E|–8–12————————————

Тоникой является До, помимо нее играем Ми, Соль и Си. Переноси аппликатуру на другие тоники.

Минорный септаккорд не менее важен:

E|————————————12–15–

B|—————————-12–13———-

G|————————12——————

D|————-9–10–14———————-

A|———10———————————

E|–8–12————————————

В этом случает играем До, Ми минор, Соль и Си минор. Также переноси на другие тоники.

Арпеджио просто практиковать, но сложно использовать. Не нужно бояться выходить за рамки 4 нот. Логика «Think Out Of Box» в этом случае как никогда кстати. Арпеджио можно разбавлять:

E|——————

B|——————

G|——————

D|————8–7–

A|—–7–10——–

E|–8—————

Нота Ля не входит C7, но отлично гармонирует с арпеджио. Иногда стоит довериться ушам, а не голове.

Перенеси тонику на 5 струну и сыграй любую аппликатуру арпеджио. Что-то не так, да? Из-за особенностей строя, вся аппликатура съедет на 1 лад. Практикуйся на струнах E и A как минимум несколько дней.

В начале пути арпеджио звучит неубедительно. Но после часов практики приходит навык. На звуки можно наложить интересную ритмику: стоять на одном месте или мигом пронестись по всему грифу. Украшенное арпеджио превращается в музыку. В музыку, из-за которой мы и полюбили гитару.

Как арпеджио пришло в современную музыку?

Слово «арпеджио» происходит от итальянского «arpeggiare», что дословно переводится как «играть на арфе». Эта аналогия отлично отражает суть приема, ведь в арпеджио ноты аккорда звучат последовательно, прямо как при классической технике игры на арфе.

Но изначально арпеджио игралось на еще более древних струнных: лирах и кифарах. Оба инструмента были особенно популярны в 2700 г. до н.э, и составляли основу музыкальной культуры Древней Греции и Рима. Хоть струны лир и кифар были выполнены из высушенного кишечника коровы, но арпеджио на них звучало не хуже, чем на современных Гибсонах (Gibson).

Арпеджио приобрело еще большое значение в эпоху Ренессанса. Тогда на смену лирам пришли лютни. Музыканты той эпохи использовали арпеджио для создания полифонического звучания, что было важнейшей частью Ренессанса и Барокко.

Когда история дошла до привычной нам гитары, арпеджио не потерял своей популярности. Напротив, в эпоху классицизма этот прием стал ключевым элементом в произведениях для классической гитары. Наполненные арпеджио этюды Фернандо Сора (Fernando Sor) и Мауро Джулиани (Mauro Giuliani), и по сей день ценятся классиками за богатство тона и гармоническую красоту.

Арпеджио в современной музыке

Со временем популярность арпеджио только возрастала. В начале 20 века прием засветился в творчестве джазовых гитаристов, которые использовали его для создания замысловатых соло. Особым любителем арпеджированных проходов является Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt), который виртуозно вплетал их в свои цыганские мотивы.

Блюз, рок-н-ролл и другие популярные гитарные жанры также начали наполняться арпеджио. Би.Би. Кинг (B.B. King) использовал прием для обыгрывания блюзового квадрата, а Чак Бэрри (Chuck Berry) включал его прямо в ритмические партии.

Наконец, арпеджио пришло и в рок-музыку. Самый известный пример использования этого приема – бессмертная мелодия Джимми Пейджа (Jimmy Page) в композиции «Stairway to Heaven». В ней Пейдж (Page) сыграл арпеджио для развития вступления во все более комплексный куплет, который в итоге превратился в соло на перегруженном звуке.

Крайним витком развития старинного приема является тяжелая музыка: хард-рок и хэви-металл. Все дело в характерной для этих жанров высокой степени усиления, которая отражается на увеличенном сустейне. В итоге ноты аккорда наслаиваются друг на друга и происходит тот самый эффект арфы.

Виртуозы, которые часто используют арпеджио

Да, путь сложен и тернист, но не ты один проходил его. Исполнители часто используют самобытное звучание арпеджио в своей музыке. Стив Вай виртуозно применяет сложные и скоростные арпеджио. Композиция “For the Love of God” тому подтверждение.

Сатриани использует арпеджио почти в каждом соло. Ван Хален играет арпеджио свипом или легато, уж настолько они быстры.

При игре этим прием ты не просто обыгрываешь аккорды. Ты понимаешь их скелет. Начинаешь мыслить гармонией, а не ладами. Это – ценнейший навык для любого гитариста. Арпеджио прокачивает мышление.