Надо ли учиться играть как Steve Vai, Paul Gilbert, Yngwie Malmsteen?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в игре в стиле игры Вая (Vai), Гилберта (Gilbert) и Мальмстина (Malmsteen). Все трое отличаются высокой скоростью, разнообразием приемов и чистой игрой. В гитаристах есть сходства, но нельзя сказать, что их музыка одинакова. Быть может, один из технических аспектов и придает их игре уникальное звучание?

Помогает ли высокая скорость в выражении музыкальной идеи?

Троица выходила на сумасшедшие темпы в самых сложных композициях. Скоростные проходы с сотнями нот в минуту, безусловно, звучат впечатляюще. Но можно ли добиться не менее крутого звука, сбавив темп?

Да, создать прекрасную музыку можно минимальным количеством нот, примером тому служат медленные лики Би.Би. Кинга (B.B. King). В его случае мастерство не предполагает предельную скорость, Кинг и другие блюзмены используют иные инструменты донесения музыкальной информации.

Но дело не только в особенностях блюзовой музыки. Передачу эмоций через небыстрые темпы можно встретить и в других жанрах. Отличный пример такого стиля – прогрессив-рок соло Дэвида Гилмора (David Gilmour) из Pink Floyd.

Дэвид (David) исполняет партии в «Comfortably Numb» и «Shine On You Crazy Diamond» в диапазоне 60-70 BPM. Этот темп позволяет Гилмору (Gilmour) включить в каждую ноту как можно больше смысла. И даже когда дело доходит до эффектов, в использовании которых гитаристу нет равных, небольшая скорость только усиливает значимость искажений.

Гилмор (Gilmour) всегда был скорее музыкантом, чем техником. Он прекрасно понимал, что космическим мотивам «Comfortably Numb» и «Shine On You Crazy Diamond» подойдут не скоростные пассажи, а именно неспешные мечтательные соло. При этом в «Money», когда музыкальная ситуация подразумевает быструю игру, Гилмор (Gilmour) не постеснялся набрать темп и показал гибкость своих навыков.

Ритмичность и неспешная манера исполнения принесли Кингу (King) всемирное признание. А чуткая ориентация в музыкальном контексте позволила Дэвиду (David) стать одним из величайших рок-гитаристов Выходит, что дело не в скорости, а в качестве материала.

Может ли круто звучать неаккуратный гитарист?

Наверно, игра Вая (Vai), Гилберта (Gilbert) и Мальмстина (Malmsteen) получается такой убойной за счет их чистой техники. Но бывали ли случаи, когда неаккуратные гитаристы создавали не менее захватывающую музыку?

Конечно бывали. Джимми Пейдж играл грязно, очень грязно. Но это не помешало ему стать родоначальником хард-рока и навсегда остаться в сердцах поклонников жанра. Айоми (Iommi), Хэмметт (Hammett), Клэптон (Clapton) и многие другие гитаристы задевали соседние струны, недотягивали бенды и в общем звучали неаккуратно. Но они создавали гениальную музыку невзирая на технические несовершенства.

Можно ли создать мощный звук простой мелодией?

Быть может, величина гитариста отражается в комплексности его приемов и исполняемых произведений? Гилберт, король переменного штриха, в молодости был настоящим шредером. Вай вывел тэппинг на новый уровень, а Мальмстин исполнял оркестровые фуги.

Но и из простой мелодии можно создать чистейший рок-н-ролл. Доказательство тому – мама упомянутого жанра, Сестра Розетта Тарп (Sister Rosetta Tharpe). Она не использовала тэппинг или легато, да и редко выходила за пределы блюзового лада. Но даже 4 аккорда в руках Розетты звучали завораживающе.

Тот же Кобейн – икона рока 90-ых, хотя все его песни играются на одной квинте. Выходит, что уровень музыкальности не зависит от сложности произведения.

Примеры простых, но легендарных гитарных риффов

Самый тяжелый трек 1960-ых от The Kinks

«You Really Got Me» от The Kinks доказывает, что для достижения мощного звука не нужно иметь виртуозную технику. Рифф трека состоит всего из 2 пауэр-аккордов (Power-Chord), которые время от время украшаются мелодической линией и слегка измененной прогрессией. Такую простую партию сможет сыграть даже новичок, так в чем же секрет The Kinks?

«You Really Got Me» получился таким запоминающемся благодаря ритмическому рисунку. Братья Дэвисы (Davies) создали один из самых прямолинейных, быстрых и агрессивных ритмов первой половины 1960 годов.

Для тех времен 2 минуты гаражного звучания «You Really Got Me» были переизобретением ****гитарной музыки. Этот трек представлял раннюю форму того, что впоследствии станет хард-роком и хэви-металлом. Новаторский подход к сочинению музыки и сделал «You Really Got Me» самой известной работой The Kinks.

5 нот, сделавшие The Rolling Stones легендами

Еще один пример мощного звучания без использования сложной техники – рифф «(I Can’t Get No) Satisfaction» от The Rolling Stones. Вся гитарная партия трека основана на простом, но запоминающемся ритмическом паттерне и зацикленной мелодии из 5 нот.

Несмотря на отсутствие сложных технических приемов, рифф стал одним из самых узнаваемых в истории рока. На это повлияло использование только набиравшего популярность гитарного перегруза, динамические контрасты между куплетом и припевом, вокал Мика Джаггера (Mick Jagger) и, конечно, до гениальности простая мелодия.

Квинта, которая не угасает более 40 лет

«Iron Man» не спроста является одним из самых дружелюбных треков по отношению к гитаристам новичкам. При всей своей легендарности, песня играется лишь с помощью одной квинты, которая перемещается по 5 нотам на 5 струне. Как и в предыдущих примерах, эта нехитрая конструкция сдобрена интереснейшей ритмикой и мелодическими проигрышами.

Все 3 риффа настолько просты, что спустя пару минут практики их сможет исполнить даже новичок. Но это не помешало «You Really Got Me», «(I Can’t Get No) Satisfaction» и «Iron Man» навсегда остаться в сердцах поклонников гитарной музыки.

За что мы любим Steve Vai, Paul Gilbert, Yngwie Malmsteen?

Игра Вая (Vai), Гилберта (Gilbert) и Мальмстина (Malmsteen) отличается не только в правильной техникой. Она состоит из уникальных идей, яркого стиля и идентичности музыкантов. Троица играет узнаваемо и в этом их виртуозность.

Верной техники вообще не существует. Если тебе нравится манера исполнения того или иного музыканта, то его фишки можно и нужно копировать. Но это подражание не должно препятствовать созданию музыки.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Играй так, как умеешь прямо сейчас. Огромное количество композиций можно исполнить с минимальным навыком владения инструментом. Даже со слабой техникой вполне реально качественно выразить музыкальную мысль. Страшнее, если сама мысль отсутствует.

Спустя стони часов тренировок техника в любом случае придет. Но одно дело когда тренировка в кайф, а другое – когда каторга. Нет ничего плохого в оттачивании приемов или игре гамм. Главное не забывать, что это – лишь упражнения.

Что Стив Вай, Пол Гилберт и Ингви Мальмстин говорят насчет техники и музыкальности?

По мнению Стива Вая, для музыканта важны и техника и музыкальность. Но из 2 аспектов он считает развитие музыкальности преимущественным. Вай говорил, что техника — это инструмент для выражения музыкальных идей. Без самих идей даже самая технически совершенная игра прозвучит пусто.

“Техника – это всего лишь средство выражения своих музыкальных идей. А если у тебя нет никаких музыкальных идей, то какой смысл иметь технику?…  Главное, что тебе есть что сказать. Тогда техника поможет выразить мысли в музыку”. – Стив Вай.

Мнение Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) схоже со Стивом Ваем (Steve Vai). Мальмстин рассказал журналу Guitar World, что музыкальность для гитариста важнее, чем техника.

«Техника — это то, что вы используете, чтобы донести свои идеи. Самое важное — это идея, а не техника». Также Ингви говорил, что наличие сильной музыкальной идеи и возможность выразить ее через свой инструмент – это то, что действительно делает музыканта великим.

Пол Гилберт не отстает от коллег.

«Я думаю, что техника действительно важна, но это не самое главное. Самое главное – музыкальность. У вас может быть отличная техника, но если вы ничего не говорите в музыкальном плане, то это просто набор нот. Поэтому я думаю, что музыкальность и эмоции — самые важные вещи». – Пол Гилберт.

Чему можно поучиться у Steve Vai, Paul Gilbert, Yngwie Malmsteen и других великих гитаристов?

Стив, Пол и Ингви обожают играть музыку и этому у них нужно поучиться. Вай, например, занимался и гаммами и арпеджио, но наибольшее влияние на него произвели не упражнения. Он обожал Фрэнка Заппу, сначала Стив затер записи Фрэнка до дыр, а после стал играть его музыку. Если бы Вай днями напролет гонял одни только гаммы, он не смог бы исполнить ничего кроме упражнений.

И это относится к любому хорошему гитаристу. В Стиве, Поле, Мальмстине есть корни других музыкантов. Существующий прием они играли в своей манере, выражали через него собственные чувства. И такими образом приобрели уникальный звук.

Но для этого нужно находиться в состоянии постоянного обучения, играть как можно больше треков и черпать из них что-то новое.

  1. В каждом треке находи новое.
    Если композиции Вая, Гилберта или Мальмстина пока не получается сыграть в оригинальном темпе, то разбери их в комфортной для себя скорости. Даже если ты найдешь полезными всего 2-3 ноты из трека, то это уже большой прогресс.
  2. Изучай разные жанры.
    Не знаешь что сыграть? Исследуй неизведанное! Латиноамериканские жанры научат работать со сложными ритмическими рисунками, а разные направления джаза откроют мир импровизации. Из любого жанра можно почерпнуть полезную информацию.
  3. Играй как можно больше.
    Для свободного владения инструментом необходимо отыграть сотни треков. Сократить этот путь не получится, но если выбирать для игры любимую музыку, то пройти его намного проще.

Да, у Steve Vai, Paul Gilbert и Yngwie Malmsteen есть чему научится. Эти гитаристы обладают отличной техникой, но главная составляющая их звука не в этом. По словам всех троих, самый важный навык для гитариста – музыкальность.