Как работать с ритмикой на гитаре

Привет, гитарист, сегодня поговорим о таком важном этапе становления музыканта как ритмика. Не всегда гитарист системно подходит к процессу освоения музыки, останавливаясь лишь на некоторых темах, забывая о множестве интересных и значимых тем. Ритмика – одна из них.

Так что же такое ритм?! Ритм – это организация музыки во времени. Музыку можно сравнить с живописью, только когда мы оцениваем картину мы видим все полотно сразу, можем разглядеть каждый предмет, как составляющие организованы между собой. Музыка же растянута во времени, у нас нет возможности видеть все элементы единовременно. Но мы можем проследить с каким соотношением соединяются эти элементы между собой во времени.

К таким маркерам относиться ритм. Он организует как партию инструмента в течении всей композиции, так и все инструменты между собой, формируя согласованное звучание.

Введение в ритмику на гитаре

Когда мы слушаем музыку, то замечаем, что некоторые звуки тянуться долго, другие наоборот играются быстро. Разберемся почему так происходит. В большинстве современных музыкальных произведений используется размер 4/4. То есть за один такт вы равномерно можете сосчитать от одного до четырех: “Раз Два Три Четыре”. Получается таким образом мы проговорили 4 ноты. Но за один такт необязательно играется 4 ноты, может быть и одна, и две, и десять. Возможностей много. Чтобы понять как возможно уместить различное количество нот в сетке одного такта немного погрузимся в длительности. Если немного упростить, это как раз таки то время звучания ноты, о котором упоминалось ранее. Так сколько времени может звучать нота? Давайте разберемся в их классификации.

Целая – нота, звучащая в течении этой фразы, то есть на протяжении целого такта так и называется.
Половинная – нота, длительность которой ровно в два раза короче целой. В один такт таких умещается две.
Четвертная – в два раза короче половинной. В одном такте четыре таких ноты.
Восьмая – длительность в два раза короче четвертной. В одном такте восемь таких нот.
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой. В одном такте шестнадцать таких нот.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Наглядное представление можно увидеть на рисунке далее.

Более короткие ноты используются редко. Теперь Вы можете определить длительность звучания ноты. Запоминается всё очень просто: каждый дополнительный флажок укорачивает длительность ноты ровно в 2 раза.

Пауза – молчание вашего инструмента во время исполнения композиции. Длительность пауз определяется абсолютно также, как и у нот: она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.

Точка – увеличивает длительность ноты на половину. Ставится справа от ноты.

Например четвертная нота с точкой по длительности равна четвертной плюс восьмая.

Лига – если нужны другие варианты длительностей, то используется так называемая “лига” – вогнутая линия, которая связывает две ноты одной высоты. Извлекается звук в том месте, где встретилась первая нота (вторая нота не извлекается), длительность будет равна сумме aдлительностей обеих нот, связанных лигой. Вот пример как можно получить ноту с длительностью звучания половинная плюс восьмая.

Как развить ритмику на гитаре

Для развития чувства ритма используется так называемый алфавит Бэни Греба. Алгоритм упражнения следующий:

Включаем метроном выставляем удобный для вас темп, например 80под каждый удар метронома говорим “Та”. У нас должно получиться ровное ТАканье. В идеале голос должен ритмически сливаться с метрономом: “Та Та Та Та”.Запишите себя на микрофон или видео, проанализируйте выполнение упражнения.

Самые распространенные ошибки при выполнении этого упражнения

Разные длительности между ТА. Где-то вы говорите быстрее, где-то медленее.Ускорение. Это частая ошибка новичков, это поправимо, потренируйтесь.Выбор некомфортного темпа, который усложняет выполнение упражнения

Как только с этим упражнением немного разобрались можем немного усложнить задачу.

У нас все также есть наши четыре четверти. Теперь на каждый удар метронома мы хлопаем в ладоши произносим ТИ.

ТИ ТИ ТИ ТИ

Теперь немного усложним задачу, совместим ТИ и ТА. На первую четверть хлопаем в ладоши и говорим ТИ, на оставшиеся вторую, третью и четвертую просто говорим ТА, без хлопков. ТИ ТА ТА ТА

Думаю, принцип понятен. Потренируйтесь со следующими последовательностями.

Ти та та та
Ти та Ти та
Ти Ти та та
Ти Ти Ти та
та та Ти та
та Ти Ти Ти
Ти та Ти Ти
Ти Ти та Ти
та та Ти Ти
Ти та та Ти
та Ти Ти та
та та та Ти
та Ти та та
та Ти та Ти

Ритмика на гитаре: Рисунки

​Гитарный бой

​​Чтобы понять, что такое гитарный бой, требуется ознакомиться с условными обозначениями. С их помощью музыкант сможет перенять правильную технику каждой комбинации боя. Технические варианты отличаются друг от друга силой звучания, вариацией извлечения звуков, темпом и индивидуальными фишками, которые позволяют отличить одну схему от другой. Когда гитарист выучит условные обозначения, он сможет с помощью ритмического рисунка воспроизводить любое музыкальное произведение.

​​​Всего количество боев – около десяти штук

​​​В каждом из них участвует различное количество струн к определенной последовательности. В простейших схемах участвуют 1-2 комбинации, в более сложных – целый ряд струнных решений. Чтобы появилась музыка, движения музыканта должны быть цикличны. Должно быть четкое повторение ударных движений руки, темп и акценты на отдельных аккордах. Сначала требуется обучиться читать схемы, а потом переходить к практическим занятиям.

​​​Обозначения

​​​Условные знаки + Значение символов

V Стабильный ритм
Движения сверху вниз.
^ Ударный ритм
Движения снизу вверх.
X Приглушение рукой
P Удар большим пальцем
I Удар указательным пальцем
_ Пауза
Б Струна баса
L Игра левой рукой
+ Приглушение большим пальцем

​​​ВАЖНО!

​​​Ни в коем случае нельзя путать бой с перебором.

​​​Виды боя на гитаре

​​​Последовательность действий, длина и наличие пауз, темп и сочетание комбинаций – вот в чем уникальность мелодии. После того, как символика изучена, требуется выяснить, к каким жанрам чаще всего относятся те или иные схемы, и на какого вида гитарном инструменте реально играть тот или другой бой.

Многообразие ритмичных движений усложняет исполнение, но от этого мелодия становится более объемной и насыщенной. Задавая разный темп, понижая или усиливая звучание, можно переделать бой до неузнаваемости.​

​​​Шестерка

Основная вариация, которая является исходным кодом для большинства сложных композиций. Эстрадный вариант исполнения «шестеркой» – это энергия и динамика. Ей играют подростки во дворах и поют армейские песни. Движения по струнам должны быть ритмичными и четкими, с зажатием двух аккордов. Отсюда можно играть «шестеркой» двумя способами:​

​​​Не глушить звук.
Схема: VV^^V^.
Чтобы разнообразить бой, добавляются паузы различной длины, и меняется темп.

Глушить звук. 
Схема: VX^^X^.
Исполнение более чистое, чем в первом варианте. Уходят посторонние шумы. Для заглушения используется любая ладонь. Опытные гитаристы комбинируют руки, если мелодия ритмичная.​

​​​Не глушить звук.
Схема: 
VV^^V^.
Чтобы разнообразить бой, добавляются паузы различной длины, и меняется темп.

Глушить звук.
Схема: 
VX^^X^.
Исполнение более чистое, чем в первом варианте.
Уходят посторонние шумы. Для заглушения используется любая ладонь.
Опытные гитаристы комбинируют руки, если мелодия ритмичная.​

​​​Важно начинать с простейших композиций, чтобы дать привыкнуть рукам.

Восьмерка

Без этого боя создать уникальные музыкальные фрагменты не удастся. Чтобы получить оригинальный звук, предусмотрена схема:VV^VV^V^Чтобы расширить диапазон, вставляют паузы, а иногда глушат звук.

Четверка

Еще одна основа игры, с которой должны начинать все будущие гитаристы. Этот бой не подразумевает наличие дополнительных элементов, но музыкальный штрих получается тонким, позволяет ставить акценты, повышать или смягчать звук.

Схема: V^V^

Блатной

В этой комбинации требуется добавлять ноты.

Схема: БVXБ^VX

Бас меняется в зависимости от интонаций. Важно правильно зажимать аккорды на грифе, самые распространенные варианты:

E, Am, Dm

Бой Цоя

Новичкам освоить эту версию сложно, требуется опыт и практика. Требуется расслабить руки, чтобы не снизить качество звука. Лучше применять медиатор. В основу игры легла обычная восьмерка, но модифицированная Цоем.

Принцип:

VV^VV^VV^VV^

Примечание: каждый второй удар требует акцента. Для разнообразия добавляются паузы при легкое приглушение.

Бой Высоцкого

Кто слышал исполнение Высоцкого, поймут, что требуется задавать ритм и даже некую пульсацию струн. Важно расставлять правильные акценты во время боя. Основной акустический штрих — модифицированный блатной прием.

Принцип:

БV^БV

Можно добавлять бас и приглушать звучание.

Бой Розенбаума

Этот стиль чем-то похож на блатной, но со своими фишками. Исполнять лучше без медиатора. Участвует басовая струна, которую приводит в действие большой палец руки.

Принцип:

БVБ^V

Применяется приглушение.​

Коннакол​

​​​Коннакол – это южно-индийская школа, традиция и искусство ритмического пения, иначе говоря – вокальной перкуссии. Основная ценность коннакола для нас – возможность изучения ритма, освоения ритмических рисунков любой сложности, совершенствования чувства ритма. В коннаколе для этого используется голос, которым пропеваются специальные слоги. После вокального освоения ритмического рисунка его можно перенести на любой музыкальный инструмент.

Введение в технику коннакола

Слоги коннакола позволяют разбивать временные интервалы, например, между ударами метронома, на равные доли, то есть дробные интервалы равной длительности. Самым простым вариантом является один слог (DA), который произносится в момент удара метронома.

В следующем примере мы возьмём два слога – TA и KA. Слог TA будем произносить в момент удара метронома, а слог KA – ровно посередине между ударами метронома. Таким образом, с помощью двух слогов мы разобьём время между ударами метронома на два равных временных интервала.

Аналогично, можно использовать любое количество слогов, при этом большее количество слогов будет означать более высокую скорость ритмического движения – пульсации.

Основные слоги (самый торт)

1 интервал: DA

2 интервала: TA KA

3 интервала: TA KI TA

4 интервала: TA KA DI MI

5 интервалов: DA DI GI NA DUMTA KA TA KI TATA KI TA TA KA

6 интервалов: TA KA TA KA DI MITA KA DI MI TA KA

7 интервалов: TA KI TA TA KA DI MITA KA DI MI TA KI TA

8 интервалов: TA KA DI MI TA KA JU NA

9 интервалов: TA KA TA KI TA TA KA DI MI

10 интервалов: TA KA TA KI TA TA KA DE NE KA​​

Советы по выполнению упражнений по ритмике на гитаре

При оттачивании этого навыка советуем придерживаться следующих советов, чтобы повысить эффективность занятий.

Усидчивость. Не отчаивайтесь если сейчас у вас что-то не получается. С каждой тренировкой вы будете ближе к цели.
Дисциплина. Занимайтесь хотя бы по 30 минут в день, но делайте это регулярно изо дня в день. Постоянство выполнения значительно способствует росту навыков.
Креативность. Больше слушайте музыки, основанной на ритме, анализируйте услышанные ритмические рисунки, снимайте грувы.

О пользе съема чужих композиций упоминали Greg Howe и Gambale. Целые поколения гитаристов в 70-ые и 80-ые были воспитаны на съеме игры любимых музыкантов. Сейчас все гораздо проще, есть интернет, множество гитарных журналов и видеошкол. Так что если вы решите выучить чью-то песню, достаточно одного запроса в google. Но хотя бы спросите у всезнающего поисковика и уделите немного времени интересным песням. Во время разбора риффов и ритмических рисунков, записывайте их на бумаге и анализируйте. Снимайте партии баса и барабанов, это так же очень полезно.