Как распознать 2-5-1 в джазовых стандартах на гитаре

«Autumn Leaves», «All The Things You Are», «Blue Bossa» и тысячи других великих стандартов основаны на прогрессии 2-5-1. Сочетание субдоминанты, доминанты и тоники в этой последовательности играет важнейшую роль в джазовой гармонии. Пройдемся по особенностям последовательности 2-5-1 и способам ее обыгрывания.

Что такое последовательность аккордов 2-5-1?

Аккордовая прогрессия 2-5-1 (ii-V-I) является фундаментальной гармонической структурой в джазе. Она обрела популярность благодаря звучанию, в которое заложено как доминантное напряжение, так и тоническое разрешение.

Гармоническая функция: Каждый аккорд в прогрессии выполняет определенную гармоническую функцию.

  • Аккорд II является субдоминантой, которая звучит слегка отдаленно от тоники и привносит в композицию мягкое напряжение
  • Аккорд V является доминантным, из-за чего он звучит еще более неустойчиво и тяготеет в тонику
  • Аккорд I – это тоника, самая стабильная ступень

Мажорная и минорная тональности: Прогрессия 2-5-1 уместно прозвучит как в мажорных, так и минорных тональностях. В первом случае последовательность состоит из малого минорного септаккорда (ii), доминантептаккорда (V) и большого мажорного септаккорда (I).

В минорной тональности аккорд ii становится полууменьшенным септаккордом (iiø), аккорд V сохраняет доминантность, а аккорд i является малым минорным септаккордом.

Голосоведение: Неочевидное преимущество прогрессии 2-5-1 для гитаристов – удобство голосоведения. Эту прогрессию можно сыграть самыми простыми аппликатуры септаккордов на 5 и 6 струнах, при этом максимальный скачек будет равняться лишь 2 ладам (между 5 и 1 ступенью).

Как распознать 2-5-1 в джазовых стандартах?

Но чтобы все эти особенности были реально применимы в игре, необходимо научится вычленять прогрессию 2-5-1 из комплексных джазовых гармоний.

Распознавание на слух: Самый распространенный метод вычисления аккордовых прогрессий – подбор на слух. Обрати внимание на те части композиции, где создается ощущение разрешенности, возврата домой. Чаще всего они будут образовываться благодаря переходу доминанты (V) в тонику (I). После этого останется вычислить субдоминанту (ii) и прогрессия будет найдена.

Анализ партитуры: Анализируя партитуру, обращай внимание на последовательность из малого минорного септаккорда, доминантсептаккорда и большого мажорного септаккорда. Пусть тебя не сбивают с пути надстройки и различные модификации аккордов: С9 все еще будет иметь доминантную роль, а Fmaj13 – тоническую.

Строительные блоки: Джазовые композиторы часто используют последовательность 2-5-1 в качестве строительных блоков, которыми они соединяют диатонические, хроматические и квинтовые модели аккордовых последовательностей.

По этой причине не следует искать такты, в которых присутствуют исключительно прогрессия из этих 3 ступеней. В стандарте «All The Things You Are», например, последовательность 2-5-1 хоть и является основной, но тем не менее сдабривается хроматическими проходами и модуляциями.

Первые 10 тактов «All The Things You Are»

Транскрипция соло: Снятие соло и аккомпанементов – действенный способ развить слух и начать выявлять самую популярную джазовую прогрессию на интуитивном уровне. Обращай внимание как солисты подходят к обыгрыванию 2-5-1, и как композиторы интегрируют эту последовательность в крупные стандарты.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Как аккомпанировать последовательность 2-5-1?

Прогрессия 2-5-1 является одной из самых простых для исполнения: стабильный аккомпанемент получается с использованием лишь 3 аппликатур на 5 и 6 струнах. Но даже столь классическую прогрессию можно сделать чуть более разнообразной.

Используй обращения аккордов

Drop 2 и Drop 3: Чтобы вдохнуть в свою прогрессию 2-5-1 дух Джо Пасса (Joe Pass), можно использовать аппликатуры аккордов со 2 или 3 высокой ступенью на басу. Они обеспечат более полное звучание и будут удобны для быстрой смены аппликатур.

Инверсии: Во многих случаях игра аккордов в инверсиях будет звучать уместнее, чем классические аппликатуры с тоникой на басу.

Разнообразь ритмику

Взаимодействие с соло: Реагируй на ритмические идеи солиста. Воспроизводи его мотивы в своем аккомпанементе, чтобы создать музыкальный диалог.

Синкопа: Добавление синкопированных длительностей сделает аккомпанемент более динамичным. То же касается акцентирования нестандартных долей, которое сможет украсить стандарт интересной пульсацией.

Паузы: Тишина не менее важна, чем сама игра. Оставляя звуковое пространство солисту и делая уместные паузы, ты позволишь прогрессии 2-5-1 органично развиваться, а не заполнять собой все пространство.

Экспериментируй с аккордами

Добавочные ступени: Добавляй к аккордам 9-ю, 11-ю и 13-ю ступени для более насыщенного звучания. При этом обращай внимание на мелодию или партию солиста, чтобы избежать тональных конфликтов.

Проходящие аккорды: Используй проходящие аккорды, чтобы плавно переходить от одной ступени последовательности к другой. Во многих случаях это добавит музыке движения и усилит гармоническое повествование.

Как обыграть последовательность 2-5-1?

Прогрессия 2-5-1 одна из самых дружелюбных для практики импровизации: ее легко уловить на слух и она не требует знаний большого количества аппликатур. Рассмотрим способы солирования на 2-5-1 как с помощью тональности, так и с помощью обыгрывания каждого аккорда.

Обыгрывание тональности мажорной гаммой

Самый простой способ обыграть последовательность 2-5-1 – использовать мажорную гамму тональности. Такой подход предполагает единый тональный центр, что упрощает принятие решений во время импровизации.

Пример: Для обыгрывания До-мажорной прогрессии 2-5-1 (Dm7-G7-Cmaj7) отлично подойдет гамма До-мажор (C-D-E-F-G-A-B).

Применение: При обыгрывании тональности сосредоточься на создании интересной мелодии, а не на акцентировании тонов каждого аккорда. Хоть такой метод отдалит соло от гармонии и сделает его более архаичным, но с помощью него все еще возможно создать интересную импровизацию.

Обыгрывание каждого аккорда мажорной гаммой

Но можно пойти по пути обыгрывания 2-5-1 с акцентом на каждый отдельный аккорд. Их основные тона (тоника, терция, септима) будут представлять опорные точки, от которых нужно отталкиваться при выстраивании своих импровизаций. Такой метод позволит связать соло с гармонией произведения.

Практика: Начни с отработки арпеджио каждого аккорда из последовательности 2-5-1 в различных тональностях. Это поможет привыкнуть к звучанию и расположению аккордовых тонов.

Применение: Во время самой импровизации стремись взять аккордовый тон на сильных долях или при смене аккорда. Это придаст соло ощущение направленности.

Обыгрывание каждого аккорда арпеджио

Арпеджио – мощнейший инструмент акцентирования внимания на звучании каждого аккорда. Он предполагает игру по ступеням аккордов, что максимально сближает импровизацию с гармонией произведения.

Техника: Добавляй арпеджио в свои импровизации не только в виде гамм, играемых вверх и вниз, но и как мелодические идеи. Для этого экспериментируй с ритмикой, делай паузы и откликайся на партии других инструментов.

Переход между аккордами: Обращай внимание на голосоведение, то есть на плавный переход от одного аккорда к другому. Это сделает твое звучание более профессиональным и музыкально привлекательными.

Включение хроматизмов

Хроматические ноты добавят твоим соло напряженности и большей выразительности. Они звучат особенно удачно в качестве проходных нот или в роле тонов, предвещающих смену аккорда.

Проходные ноты: Используй хроматические ноты для перехода к тонам следующего аккорда. Эта техника еще больше усиливает «домашнее» ощущение тоники.

Опевание: Прежде чем взять нужный аккордовый тон, сыграй ноту на пол тона ниже, а затем на пол тона выше него. После такого хроматического опевания можно смело приземляться на нужную ноту.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Использование ладов

Использование ладов мажорной гаммы поможет подчеркнуть уникальный характер каждого аккорда из последовательности 2-5-1.

Аккорд ii (дорийский лад): Для аккорда ii используй дорийский лад. Он является вторым ладом мажорной гаммы и добавляет минорный оттенок за счет повышенной шестой ступени. Такая модификация идеально ляжет на малый минорный септаккорд.

Аккорд V (миксолидийский лад): Поверх аккорда V можно сыграть миксолидийский лад, который является пятым звукорядом мажорной гаммы. Он отражает смесь мажорного трезвучия и минорной септимы, которой отличается доминантсептаккорд.

I аккорд (мажорная гамма): Ионийский лад, то есть мажорная гамма, усиливает звучание тональности и придает ощущение разрешения.

Последовательность 2-5-1 – основа джаза. В ее трех ступенях кроется субдоминантная неустойчивость, доминантное напряжение и тоническое разрешение. Научившись вычленять эту прогрессию из гармоний, ты будешь иметь стабильную основу для аккомпанирования и солирования.