Зачем гитаристу знать лады?

Мажорная и минорная гаммы – самые популярные звукоряды в современной музыке. Даже одной из этих 7-ми нотных последовательностей хватит, чтобы создать величайший гитарный хит. Разберемся зачем же тогда нужны целых 5 дополнительных гамм, и в каких ситуациях их применение оправдано?

Что такое лады?

Если мажорная гамма – основной цвет музыки, то лады – ее оттенки. Они делят с мажором идентичную последовательность нот, но при этом начинаются не от 1, а от 2-7 ступени родительской гаммы. Существует семь основных ладов, каждому их которых можно найти уместное музыкальное применение

Ионийский лад: Еще одно название мажорной гаммы, которая звучит по привычному светло и радостно.

Дорийский лад: Начинается со второй ноты мажорной гаммы. Похож на минорную гамму, но с немного более обнадеживающим оттенком.

Фригийский лад: Начинается с третьей ноты, придает музыке загадочную атмосферу.

Лидийский лад: Начинается с четвертой ноты и звучит мечтательно.

Миксолидийский лад: Начинается с пятой ноты, похож на мажорную гамму, но с блюзовым оттенком.

Эолийский лад: Натуральная минорная гамма, отдает грустью и меланхолией.

Локрийский лад: Начинается с седьмой ноты и встречается довольно редко, поскольку имеет напряженное, неразрешенное звучание.

Каждый лад имеет свою уникальную последовательность интервалов, что и придает им характерное звучание. В лидийском, ионийском и миксолидийском ладах присутствует большая терция, а значит они относятся к звукорядам мажорного наклонения. В дорийском, эолийском, фригийском, локрийском ладах присутствует малая терция, а значит они имеют минорное наклонение.

Зачем гитаристу знать лады?

В первые месяцы освоения инструмента гитаристы обычно знакомятся с мажорной и минорной гаммой, то есть с эолийским и ионийским ладом. Только этими 2 звукорядами можно обыграть львиную долю современной музыки. Но что, если хочется большего?

Для этого и существуют оставшиеся 5 ладов. Несмотря на одну мажорную родословную, они имеют разные ступени по отношения к родительской гамме. Это приводит к непохожему характеру звучания, который можно использовать для придания своей музыки новых красок. В качестве примера рассмотрим лидийский, миксолидийский и фригийский лады

Лидийский лад: Этот лад имеет 4 повышенную ступень по сравнению с мажорной гаммой. Но даже эти пол тона отдаляют звукоряд от привычного мажорного настроя и придают ему некое возвышенное, мечтательное звучание.

Миксолидийский лад: Миксолидийский лад строится от пятой ступени мажорной гаммы и отличается пониженной седьмой ступенью. Малая септима придает ладу слегка неустойчивый звук, что принесло ему популярность в роке, блюзе и фолк-музыке.

Фригийский лад: Фригийский – третьей лад, начиная от мажорной гаммы. Для его строения характерна малая секунда, которая вносит в звучание мрачность и напряженность. Лад часто используют в металле и других тяжелых жанрах.

Окраска каждого лада по своему играет в зависимости от бликов музыкального контекста. Это значит, что для гитариста важно не только уметь отстраивать эти звукоряды, но и находить им уместное применение.

Какой лад подойдет для обыгрывания блюза?

В своих соло и импровизациях блюзовые гитаристы часто используют миксолидийский лад. Именно он тесно связан с гармоническими особенностями блюзовой музыки, что помогает точнее раскрыть ее эмоциональную составляющую.

Гармоническая совместимость миксолидийского лада

Структура доминантсептаккорда: Самый частый гость блюзового аккомпанемента – малый мажорный септаккорд. Он состоит из мажорного трезвучия и минорной септимы. Например, аккорд A7 включает в себя ноты A (тоника), C# (мажорная терция), E (квинта) и G (минорная септима).

Структура миксолидийского лада: Как упоминалось выше, миксолидийский лад – это 5 лад мажорной гаммы. В него, среди прочего, также входит мажорная терция и минорная септима. Миксолидийский лад от той же A включает в себя: A, B, C#, D, E, F# и G.

Получается, что все ноты аккорда входят в миксолидийский лад, а значит звукоряд с тональной точки зрения идеально подходит для обыгрывания блюза.

Музыкальный характер миксолидийского лада

Малый мажорный септаккорд используют в блюзе именно из-за напряжения, которое образуется благодаря противоположным по духу минорной септиме и мажорному трезвучию. Но выразить эти эмоции с помощью классических ионийского и эолийского лада невозможно. В минорной гамме вся неоднозначность жанра превратится в прямую грусть, а в мажорной – неуместную радость.

Но именно миксолидийский лад обеспечивает сочетание сразу 2 необходимых параметров. Этот баланс придает миксолидийскому, да и всем другим ладам народной музыки, те самые уникальные краски.

Какой лад подойдет для обыгрывания мажорной гаммы?

Вместо привычного для мажорных треков ионийского лада, гитарист может разнообразить свою партию и сыграть лидийский лад. По структуре и общему настроения эти 2 звукоряды похожи, но лидийский отличается некой двусмысленностью, которая порой уместнее прямолинейности мажора.

Эмоциональное качество лидийского лада

Яркость: Лидийский лад имеет 4 повышенную ступень, что придает ему более яркий звук по сравнению с мажорной гаммой.

Эмоциональная двусмысленность: Звучания лидийского лада можно добиться путем резкого акцента на кварте, что создаст двусмысленный, неразрешимый характер звукоряда. Этой особенностью активно пользуются джазмены, которым нужно добавить остринки в привычные мажорные прогрессии.

Творческая гибкость лидийского лада

Тональное разнообразие: Джазовые музыканты часто стремятся выйти за рамки традиционного тонального центра. Поднятая 4 ступень лидийского лада помогает им избежать предсказуемости мажорной гаммы и позволяет создавать творческие аккордовые прогрессии.

Расширенный аккордовый словарик: Ту же 4 ступень лидийского лада можно использовать для акцента на аккордах с 11 добавочной ступенью, которые характерны для джаза.

Какой лад подойдет для обыгрывания минорной гаммы?

Привычный эолийский лад можно заменить его фригийским коллегой, который имеет восточное, а порой и мрачное звучание. Эти особенности особенно актуальны для

Написания металла и рока: Многие металл и рок-гитаристы используют фригийский лад для написания тяжелых риффов и соло. Малая секунда придает этому ладу напряженный, диссонансный характер, который хорошо сочетается с мрачным характером этих жанров.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Игры джаза и фьюжна: Джазовые музыканты используют фригийский лад, чтобы разнообразить свои соло и отойти от тонального центра. Интервалы этого лада создают контраст с намного более часто используемым минорным звукорядом.

Добавления испанского шарма: Традиционная испанская музыка насыщенна фригийским ладом. На ее основе построены многие произведения для классической гитары, поэтому разукрасить малой секундой пару минорных тактов – не такая уж и плохая идея.

Как запомнить лады и начать применять их в музыке?

Запомни ионийский лад: Поскольку все лады основаны на мажорной гамме, начни с освоения ионийского лада. Разобравшись с интервальной структурой и запомнив его аппликатуру, ты сможешь отстроить и другие лады.

Запомни порядок ладов: Запомни расположение каждого лада по отношению к мажорной гамме.

  • Ионийский – 1
  • Дорийский – 2
  • фригийский – 3
  • Лидийский – 4
  • Миксолидийский – 5
  • Эолийский – 6
  • Локрийский – 7

1 клетка = 1 полутон

Эта информация поможет не зубрить строение каждого лада, а отстраивать их прямо во время игры.

Научись строить лады: Зная мажорную гамму и расположение лада, ты сможешь самостоятельно построить необходимый звукоряд. Например, для игры миксолидийского лада от До, то есть 5 звукоряда от мажорной гаммы, нужно найти мажор с тоникой До на 5 ступени.

Им выступает Фа-мажор, аппликатуру которого можно позаимствовать для исполнения До-миксолидийского. При этом нужно не забывать, что в таком случае тоника находится на 5 ступени аппликатуры мажорной гаммы.

Запомни особенности строения ладов: Можно пойти по менее громоздкому пути и все же зазубрить особенности ладов. Тот же миксолидийский лад отличается от мажора лишь одним полутоном. Такой метод пригодится для того, чтобы дозировано подмешивать настроение ладов в обычные гаммы.

Применяй лады в музыке: Главная ошибка в изучении ладов – отсутствие практики их применения. Чтобы полностью раскрыть краску этих звукорядов, нужно использовать их в музыкальном контексте, а не в формате упражнений. Сконцентрируйся на одном понравившемся ладу и экспериментируй с его игрой в разных ситуациях.

Музыкальные лады – мощнейший инструмент для нескучного обыгрывания привычной музыки. Но чтобы полностью раскрыть его потенциал, нужно

  • Проанализировать гармоническую совместимость с нужным жанром
  • Определить необходимую эмоцию для конкретного контекста
  • Играть лады в реальной музыке

При всей красоте звучания ладов, не нужно забывать их прародителей – мажорную и минорную гамму. Порой привычное слуху звучание более актуально, чем необычный настрой древних ладов.