Как написать песню без знания теории?

Ремесло композитора простым не назовешь. Всего из 7 ноты нужно придумать новую, запоминающуюся мелодию. Может все дело в природном таланте? А если благословления свыше нет? В статье разберемся как начать сочинять с нуля.

Можно ли написать хитовую песню без знания теории?

Для ответа на этот вопрос вспомним самые влиятельные коллективы 20 века. Первыми на ум приходят легендарные The Beatles. Никто из членов группы не умел читать с листа и даже не знал нот, но это не помешало им написать мировые хиты. А что происходило на другом континенте? На другом континенте происходил Хэндрикс (Hendrix). Джими (Jimi**)** – величайших гитарист всех времен по версии журнала Rolling Stones, но даже он имел смутное представление о музыкальной теории. Сюда же можно отнести Эрика Клэптона (Eric Clapton**)**, Стиви Рей Вона (Stevie Ray Vaughan) и целый вагон не менее известных музыкантов. Как же у них получалось создавать шедевры без понимания теоретической части музыки?

Главное составляющая успешной песни – эмоции. Автор хита проводит нас по своему внутреннему миру, рассказывает об эмоциях и переживаниях. Лирическое повествование ведется чувствами, а не трехтомным учебником музыкальной теории.

Слабое понимание теоретической части на начальных этапах может быть даже полезно. Ты выработаешь собственное представление о том, что звучит благозвучно, а что не очень. Научишься искать нужную эмоцию наиболее эффективным способом. Опыт и самостоятельные ошибки дают наиболее ценные знания.

Как начать сочинять без знания теории музыки?

Сформулируй мысль, которую хочешь передать через музыку. Поймать нужное настроение и эмоцию – основное правило любого сочинительства. Готово? Значит самое сложное позади, бери гитару.

  1. Ритм. Скелет музыкального произведение – его ритмика. Создать ритм для своей песни можно 2 способами: придумать собственный или позаимствовать существующий. В копировании чужих композиций нет ничего постыдного, начинающему музыканту такая практика будет даже полезна. Ритм не обязан быть слишком сложным. Попробуй спеть его, а потом сыграй на любой струне. Звучит здорово? Основа готова, двигаемся дальше.
  2. Мелодия. Создадим запоминающейся риф: выбери 2 ноты и наложи на них свой ритм. Неподходящих друг к другу звуков не бывает, но для начала стоит остановиться на максимально благозвучном варианте. Не забывай отталкиваться от эмоции, которую хочешь выразить через музыку.
  3. Добавим в получившейся риф еще 2 звука. На этом этапе стоит экспериментировать, ведь две ноты могут в корне изменить настроение всей композиции. Если идей совсем нет, то можно передвинуть аппликатуру из 2 пункта вверх или вниз по грифу.
  4. Форма. Нужно продумать структуру песни. Дать полет фантазии – хорошая идея, но на этом этапе не помешает минимализм. Чем больше создашь музыкальных ходов, тем труднее неподготовленному слушателю оценить их. Начни с классического куплета и припева. Если мысль не раскрыта, то постепенно добавлять ступени в фундамент песни.
  5. Ударная партия. Ритмический рисунок придает песне тот самый кач. Есть несколько способов получить барабанную партию: сочинить в музыкальном редакторе, найти на просторах интернета, попросить запись у друга с ударными. На этом этапе нужно зафиксировать темп и рисунок произведения. Остальные параметры барабанной партии могут в последующем меняться.

Готово! Сейчас самое время получить удовольствие от проделанной работы. Эти 5 пунктов – не конкретная инструкция, а лишь референс. Для разнообразия можно попробовать начать с написания ударной партии, например. С приходом опыта каждый музыкант создает собственную стратегию написания музыки.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Нужны ли дополнительные теоретические знания?

Знания лишними не бывают. После самостоятельного сочинения стоит освоить базовые принципы музыкальной теории. Это не так сложно, фундаментальные представления о музыке можно усвоить за пару вечеров. Новая информация не улучшит твои композиторские навыки, а лишь ускорит сочинение и работу с информацией. Позже ты станешь сталкиваться с другими музыкантами. При общении с ними музыкальная теория станет вторым языком, позволит ясно доносить мысль.

А вот развитием слуха следует заниматься с первых дней занятия музыкой:

  • Попробуй практику активного слушания: в любимой композиции следи исключительно за вокальной или инструментальной партией.
  • Начни петь, даже если не умеешь. Интонирование звуков гитары поможет как в сочинительстве, так и в техническом аспекте игры.
  • Возьми уроки сольфеджио. Можно найти бюджетные варианты онлайн или в ближайшем доме культуры.

Процесс обучение можно организовать эффективным и удобным образом. Главное – найти хороший обучающий материал.

Где без теории музыки не обойтись ?

Да, написать песню можно и без знания теории. Но такой подход ограничивает музыканта по 3 параметрам

  • Сложность и уникальность сочиненной песни
  • Разнообразие музыкальных жанров
  • Заработок на своем творчестве

Последний пункт интересен в особенности. Хоть некоторые гитаристы и сочиняют музыку лишь для себя, но обычно авторы хотят поделиться творчеством с другими или даже заработать на нем.

Если ты относишься именно к таким гитаристам, то наилучшим вариантом будет изучить теорию музыки, и желательно сделать это основательно. Дело в чистых цифрах: более 50% студентов музыкально-исполнительских направлений находят работу, соответствующую их специальности. А студентов теоретических курсов и вовсе берут на музыкальные должности в 75% случаев.

Для сравнения: выпускники немузыкальных училищ находят работу по специальности менее чем в 40% случаев. Да, шанс не найти любимую профессию даже после освоения комплексной программы ВУЗа существует. Но с каждой прочитанной страницей теоретического материала он снижается.

Советы по написанию песен без знания теории

Пропускай через себя разную музыку

Каждая композиция по-своему полезна. Чем больше песен разных жанров ты сыграешь, тем проще будет сочинять собственную музыку. У одного исполнителя можно позаимствовать ритмику, у другого – настроение.  Высасывай частичку души автора, почувствуй себя дементором. Таким жестоким образом и создается авторский почерк.

Не переставай играть

Упомянутые The Beatles до своей популярности проводили сотни часов в ливерпульских пабах. Квартет занимался не распитием напитков, а музыкой. Они не были профессионалами, но продолжали создавать. То же можно сказать и про Хэндрикса, в его случае это повлияло и на технику игры. С каждым годом твои композиции будут усложняться, приобретать новые формы. Не отчаивайся если начало пути кажется трудным и безнадежным.

Открывайся новому

Музыка не скована формальными рамками. Совершай ошибки, экспериментируй. Невозможно сыграть неправильную ноту, даже неблагозвучная последовательность звуков запоет под определенным аккомпанементом.

Записывай себя

Запись собственной музыки – отличной способ оценить игру и исправить ошибки. Покажи результат непредвзятым друзьям без музыкального образования, их комментарии окажутся самыми ценными. Будет здорово переслушать свою мелодию через несколько лет, таким образом ты наглядно убедишься в прогрессе.

Жанры, в которых проще всего написать песню без знания теории

Фолк (Folk): Изначально фолком называли народную музыку. Но с приходом Боба Дилана (Bob Dylan) и его коллег, жанр стал аналогом наших бардовских песен под гитару. Независимо от названия, в фолке ценится не сложность композиции, а прямота и искренность.

Но для исполнения жанра все же придется заучить базовые аккорды. Фолк-гитаристу понадобятся как минимум G, C, D, Am и Em. К ним нужно прибавить уверенную ритмику, которая не будет сбиваться даже при пении.

Блюз (Blues): Блюз характеризуется неспешными аккордовыми прогрессиями, которые построенные на основе 12-ти тактового квадрата. Такая нехитрая структура позволяет сочинить свою блюзовую песню буквально через пару минут практики.

Но для этого жанра не подойдут фолковые аккорды. Вместо них нужно выучить аппликатуры малого мажорного септаккорда. Также для комфортной игры блюза не помешает освоить минорную пентатонику. Она позволит начать крайне важный для жанра импровизационный путь.

«Если вы не знаете блюз, нет смысла брать в руки гитару и играть рок-н-ролл или любую другую популярную музыку». – Кит Ричардс (Keith Richards)

Панк-рок (Punk Rock): Панк-рок музыканты сразу переходят к практике. Даже Стив Джонс (Steve Jones), гитарист самой популярной панк-рок группы Sex Pistols, не знал теории музыки и не умел читать ноты. Но Джонс (Jones) и не стремился к этому.

Зато он отлично ориентировался в убойных пауэр-аккордах (Power-Chord), которые стоит освоить каждому поклоннику жанра. Помимо них исполнителю нужно научиться играть правой рукой от локтя. Такая техника поможет в расслабленном наборе темпа.

Инди-рок (Indie Rock): Инди-рок хоть и может быть сложно сконструирован с теоретической точки зрения, но гитаристы этого жанра крайне редко опираются на учебники. Вместо этого они ориентируются на оригинальность и тягу к самовыражению. Лучший способ освоить инди-рок – начать слушать и играть треки самых влиятельных музыкантов этого жанра.

Кантри (Country): Как и в фолке, многие треки в стиле кантри строятся на повторяющихся аккордовых последовательностях и простых мелодиях. В этом жанре акцент делается на эмоциональном выражении, что позволяет авторам отбросить теорию и сосредоточиться на тексте и мелодии.

Теория создана для изучения музыки, а не для ее написания. Композиторы не вспоминают страницу 353 учебника по гармонии, они используют музыку как язык души. Даже без теоретических знаний можно найти нужные слова и создать откликающееся в сердце произведение.