Как выучить теорию на Chop Suey / System of a Down?

Chop Suey – одно из самых успешных произведений System of a Down, да и альтернативного металла в целом. Но обратить внимание на этот трек стоит не только из-за его популярности: в своем детище SOAD использовали вагон интереснейших музыкальных приемов. Без снобизма проанализируем особенности Chop Suey с теоретической точки зрения.

Что System of a Down делают с терциями?

Основной рифф Chop Suey построен всего на 2 нотах, которые образуют один из самых важных музыкальных интервалов – терцию. Особенность терции заключается в том, что от ее типа зависит мажорность или минорность целого аккорда. Разберемся в разновидностях интервала на конкретных примерах.

Первыми же нотами Chop Suey гитарист исполняет малую терцией, которая помогает обыграть Ля-минор. Главный звук Ля играется на 4 струне 7 лада, а второй звук До на 5 ладу 3 струны. По отношению к Ля-мажорной гамме, До становится 3 пониженной ступенью, что и придает интервалу его меланхоличный, минорный характер.

После терции от Си, которая играется схожим образом, идет интервал от Соль. Но если попытаться сыграть его малой терцией, то получится меланхоличный Соль-минор. Чтобы исправить ситуацию, нужно лишь на один лад повысить ноту на 3 струне. Расстояние между звуками увеличится до 3 ступеней и терция станет большой.

Всего 2 интервала этой песни продемонстрировали важнейшую тему музыкальной теории: направленность аккордов. Теперь стало ясно, что для обыгрывания минора нужна малая терция, а для мажора пригодится большая.

Как из терции создать аккорд?

Да, любую песню можно обыграть лишь двумя типами терций. Но гитарная музыка не ограничивается интервалами: в ней используются полноценные аккорды из 3 и более звуков. Для того чтобы получился аккорд, нужно добавить к терциям как минимум еще один интервал.

Вернемся к малой терции от Ля и добавим второй интервал – квинту. Он является 5 ступенью мажорной гаммы и часто используется в рок-музыке. Главная нота, терция и квинта образуют основной музыкальный аккорд – трезвучие.

Ты наверняка уже знаком с трезвучием, ведь все блатные аккорды являются его разновидностями. Для удобства перенесем Am и остальные аппликатуры Chop Suey в формат блатных аккордов.

Am

Следующая терция не так очевидна. В ней играются Си и Ре, которые так или иначе встречаются в нескольких аккордах. Они могут быть 3 и 5 ступенями в Соль-мажоре и Си-миноре или добавочными ступенями в Ми-миноре. Путем проб и ошибок выбираем наиболее благозвучный вариант в виде Ми-минора.

Em

Cледующий аккорд также играется с использованием Си и Ре, а значит на этот раз подойдет забракованный в прошлом Соль-мажор. Последняя терция Chop Suey содержит в себе Фа и Ля, а потому выдает в себе зародыш Фа-мажора.

G

F

Получилась последовательность из блатных Am, Em, G, F. Если из этой прогрессии убрать бодрую ритмику, то получится основа для высококачественного шансона. Темы ритма коснемся чуть позже, а сейчас постараемся отдалить аккорды от блатных позиций.

Как System Of A Down играют трезвучия?

Все 4 аккорда – трезвучия, то есть состоят из 3 звуков. Но никто не запрещает играть их ступени в разнобой и в любом понравившемся месте. Это поможет найти интересные аппликатуры и отдалит звучание трека от блатных аккордов из первой позиции.

Такая махинация называется обращением трезвучий. Например, все 3 ноты Ля-минора можно обратить таким образом, чтобы они находились на 8-10 ладах 1-3 струн. То же касается Ми-минора, Соль и Фа.

Обращение Am

Обращение Em

Обращение G

Обращение F

Такая махинация не меняет настрой аккорда, а лишь переносит его в более воздушную аппликатуру. Именно их и использовали System Of A Down в припеве Chop Suey.

Почему в Chop Suey звучат открытые струны?

В предыдущем шаге мы специально искали ноты, из которых состоит аккорд. Но порой они лежат на поверхности, то есть в открытых позициях. За ориентир возьмем 1 и 2 струны, которые не используются для зажатия терций.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Они дадут Ми и Си, которые и украсят интервалы. Обе ноты так или иначе входят в каждый аккорд песни, а значит они отлично дополнят аскетичную последовательность 2 ступеней. Разберемся на примере.

Для малой терции от Ля, открытая 1 струна станет квинтой, а Си станет 9 добавочной ступенью. Вместе с открытыми струнами прозвучит плотный аккорд Am9, хотя пальцами зажимается лишь один интервал.

Формула Am9

Первые 2 струны украсят и трезвучие от Си. Все 4 ноты создадут Ми-минор малый мажорный септаккорд, который прекрасно чувствует себя в открытых позициях. Такие эксперименты прозвучат удачно до тех пор, пока дополнительные ноты входят в аккорд или как минимум в тональность трека.

Формула Em7

Что будет, если из Chop Suey убрать ритмику?

Проведи эксперимент: сыграй аккордовую прогрессию Chop Suey прямыми длительностями, то есть без интересного ритма. Ты сразу заметишь, что весь задор трека мигом пропадает, и получается тот самый высококачественный шансон. Этот опыт наглядно показывает, что на характер музыки влияет не только сложность аккордов, но и качество ритмики.

С помощью грува System Of A Down смогли раскачать даже 2 простейших интервала. Они просто не стали усложнять то, что отлично работает в первоначальном виде. Наверно, в этом и заключается магия рок-коллективов.

Зачем рок-музыканту теория музыки?

Среди гитаристов бытует мнение, что теорией музыки пользуются только в скучных ВУЗах и филармониях. Неудивительно, что рок-музыканты просто не видят смысла тратить время на теоретические пособия и занимаются творчеством на ощупь.

Благо одно лишь вступление Chop Suey смогло развеять этот миф. В треке используются интервалы, трезвучия, обращения аккордов, аккорды с добавочными ступенями и великое множество мелких, но не менее значимых деталей.

Для включения их в свою музыку тот самый ощупь применить не получится. Придется найти теоретическое пособие и хотя бы базового ознакомится с его основами. Но можешь не переживать насчет применения знаний: теория пригодится даже в самом свободолюбивом жанре.

Chop Suey рассказывает не только об экзистенциальном кризисе человечества. С теоретической точки зрения этот трек повествует о важности терций и обращений. Но когда на эмоциональный текст захочется сделать особый упор, то трек всегда можно исполнить прямыми длительностями в блатных аппликатурах. Тогда место задорного рока займут тягучие бардовские мотивы.