Толстые или тонкие струны? Что круче? Какой калибр выбрать?

На гитарные струны возложена большая ответственность: они влияют как на звук инструмента, так и на тактильные ощущения от игры. Но калибров струн так много, как определиться с выбором? Быть может, стоит просто скопировать привычки професcионалов?

На каких струнах играют профи?

Пол Гилберт (Paul Gilbert)

Какой калибр струн использует Пол Гилберт (Paul Gilbert)?

Пол Гилберт (Paul Gilbert) использует струны 8 калибра (диаметра 8/1000 дюйма) большую часть своей карьеры. Виртуоз рассказал, что к такому размеру он пришел не сразу. Толстые струны начали доставлять дискомфорт во время длинных гастролей, поэтому он перешел на калибр поменьше. Виртуоз рассказал, что к такому размеру он пришел не сразу. Толстые струны начали доставлять дискомфорт во время длинных гастролей, поэтому он перешел на калибр поменьше.

Еще одна причина выбора восьмерок – бенды и вибрато. Гилберт (Gilbert) обожает использовать широкие подтяжки, при их игре он может повысить ноту на 2 и более тона. Такой перфоманс с трудом удался бы на струнах большего калибра. Пол часто играет пентатонику от ноты G на 3 ладу, как раз около порожка. Он говорит, что с 8 струнами ему проще раскачивать вибрато в этом месте.

Гилберт (Gilbert) любит играть с размахом. Тонкие струны Пола (Paul) не издают жужжания и отзвуков при агрессивной атаке. Небольшая толщина помогает ему меньше уставать от скоростных пассажей.

Какой калибр струн использовал Стиви Рей Вон (Stevie Ray Vaughan)?

Рей Вон (Ray Vaughan) – противоположный пример. Стиви (Stevie) всю жизнь использовал толстые струны: его любимый калибр – 13. Крайность придает игре виртуоза шарм, но такое искусство требует жертв. Перед выступлением музыкант проделывал необычную операцию: он приклеивал кончики пальцев к плечу суперклеем, а после отдирал их вместе с кожей. Благо в домашнем музицировании можно обойтись без калечащих процедур, даже с 13.

Какой калибр струн использовал Джими Хендрикс (Jimi Hendrix)?

Джими (Jimi) уникален. Он не мог выбрать конкретный комплект и использовал смешанный набор струн. Такое решение позволяло сохранить плотность аккордов, но при этом облегчало игру бендов и вибрато.

Проблемы винтажных струн

Но это – не единственное ухищрение, которому приходилось следовать Хендриксу (Hendrix) и его современникам. Дело в том, что до 1960-1970 годов гитарные струны выпускались без конкретной толщины. Они просто продавались под этикеткой «струны для электрогитары», без каких-либо обозначений калибра на упаковке. Чуть позже производители начали указывать примерную толщину: легкие, средние, тяжелые. Но отсутствие конкретики все еще доставляло музыкантам кучу неудобств.

Еще одна проблема струн тех лет – большая толщина. До времен Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) техничная игра с большим количеством бендов не была распространена, а потому тонкие струны просто не производились. Еще 60 лет назад найти 10 дюймовый комплект было настоящий удачей, а 9 или 8 просто не существовало в природе. По сегодняшним меркам все наборы струн 1960 годов были очень тяжелыми.

Это – одна из причин, по которой Хендрикс (Hendrix) играл не в привычном строе E, а в пониженном Eb. Таким образом музыкант ослаблял натяжение струн и делал их более покладистыми. Этой же настройкой пользовался и почитатель Джими (Jimi) – Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan). Хотя его бедным пальцам не была бы страшна и оригинальная тональность.

Но понижать строй гитары получалось далеко не всегда. Это банально неудобно, да и вызывает много вопросов у вокалистов. Что же делали гитаристы, которые не хотели издеваться над пальцами, как Рэй Вон (Ray Vaughan), но и не собирались понижать строй под стать Хендриксу (Hendrix)?

Что гитаристы 1960-ых делали с гитарными струнами?

Первым делом гитаристы 1960 годов избавлялись от самой тяжелой 6 струны и ставили на ее место 5. 5 они заменяли 4 и так далее. А на место 1 струны, высокой Ми, устанавливали самую тонкую струну от банджо, которая имела примерно такую же толщину, как и нынешние комплекты калибра 8-9.

Ближе к 1970 годам производители струн поняли, что их клиенты занимаются гитарной акробатикой, и начали выпускать привычные для нас комплекты размером 9, 8 и даже 7 тысячных дюйма. Также фирмы стали наносить на упаковку конкретный калибр каждой струны.

Fender F-150XL, 1970

Fender F-150XL, 1970

Это стало особенно актуально ближе к 1980 годам, когда на гитарной сцене все больше набирала популярность скоростная и виртуозная техника игры. В то же время появились жанры с высоким коэффициентом усиления, поэтому тональная скромность тонких комплектов не была особой проблемой. Но как же быть со стилями, в которых необходим жирный и чистый звук?

Все дороги ведут к Джими Хендриксу (Jimi Hendrix), ведь еще в свое время он придумал струнный компромисс в виде смешивания калибров. Обычно для этой цели покупали нужные струны по отдельности.

Самыми частыми для бендов являются 3 и 2 струны, поэтому их нужно выбирать потоньше: 15 и 12. А вот жир и басовитость аккордов возникает благодаря 4, 5 и 6 струнам, а значит их калибр должен быть стандартен: 50, 40, 30. 1 струну гитаристы выбирают по вкусу, но чаще всего они останавливаются на 9-10.

Поначалу такой необычный комплект может показаться немного странным. Но если привыкнуть к нему, то при игре можно получить как легкие для исполнения бенды, так и глубокий тон на аккордах.

Какая толщина струн лучше?

Получается, что невозможно однозначно определить лучший калибр струн. Каждый музыкант выбирает его по своему усмотрению.

Ясно одно: крутой звук кроется на кончиках пальцев, а не в струнах. Когда инструмент берет профессионал, то толщина, фирма и год выпуска комплекта не имеют особого значения. Конечно, толстые струны звучат плотнее. С физической точки зрения они эффективнее производят звук, лучше раскачивают дерево. Но если ощущения от калибра не устраивает исполнителя, то игра точно потеряет в качестве.

Слушатели без отточенного музыкального слуха не заметят разницы между 0.08 и 0.13. Даже продвинутые гитаристы с трудом смогут определить толщину струн на слух. Хорошо звучит то, что кажется комфортнее.

А вот что точно влияет на звук, так это свежесть комплекта. Черные от сального налета струны звучат одинаково убого в руках мастера и новичка. Не пытайся варить, чистить или смазывать старые струны. Их стоит выкинуть и забыть.

Бери гитару чистыми руками. Если чувствуешь, что при игре начинают потеть ладони, то вытри их об сухую тряпочку. Самые дешевые струны стоит и вовсе избегать, они мертвы с завода.

Преимущества тонких струн на гитаре

Игра украшений.

Тонике струны практически не сопротивляются натяжению. С ними игра широких вибрато и бендов становится намного проще. Это особенно актуально для новичков, которые еще не научились попадать в ноту при игре подтяжек. Тонкие струны позволят сконцентрироваться на звуке, а не на болезненных ощущениях.

Скорость и простота игры.

Тонкие струны проще опускать до лада. Да, речь идет о миллисекундах, но даже они могут облегчить игру быстрых рифов.

С тонкими струнами легче менять комплексные аппликатуры. Отсутствие лишнего напряжения упрощает постановку аккордов.

Большая выносливость.

От игры на тонких струнах не так сильно забиваются руки, а значит игра длинными сессиями становится более эффективной. Небольшой калибр минимально травмирует кожу, с ними занятия получится проводить ежедневно.

Отсутствие призвуков.

У многих гитар лады неприятно выпирают из грифа. Толстые струны приходится высоко поднимать или наслаждаться звуком удара о металлический лад. Тонкий калибр лишен такого недостатка.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Преимущества толстых струн на гитаре

Звук.

Толстые струны не просто громче, они имеют иную специфику тембра. Их можно описать как жирные, глубокие, яркие. Во многом все зависит от производителя, но в общем толстые струны выигрывают по звуку.

Натяжение и прочность.

Большой калибр отлично чувствует себя на пониженном строе. Их тонкие коллеги теряют натяжение, что усложняет игру. Кроме того, толстые струны практически не рвутся.

Ощущения.

Многим гитаристам тактильно приятны толстые струны. Калибр 12+ раскачивает деку так, что вибрация передается прямо в живот. С такой звуковой волной сустейн появится даже на китайском Скваере.

Часто гитаристы выбирают больший калибр потому, что любят ощущать сопротивление. С толстыми струнами, например, легче дозировать усилия при бендах. Это может оказаться и минусом, но перетянуть подтяжку с таким комплектом затруднительно.

Какой калибр струн все же выбрать?

Калибр струн – сугубо индивидуальный параметр. Он зависит от чувствительности пальцев, мензуры инструмента и даже музыкальных предпочтений. Если при игре ты чувствуешь комфорт, то идеальный калибр струн найден. Однако можно дать общие советы:

Начинающим рекомендуется приступать к занятиям с универсальных 0.8-0.10. Не нужно мучить себя кровавыми мозолями, небольшой и средний калибры нежно относятся к пальцам.

Продолжающим гитаристам стоит попробовать струны 0.11 и больше. Быть может, именно такой калибр является для тебя оптимальным. Если опыт игры с толстыми струнами отсутствует, то не спеши начинать изнурительные тренировки. Дай коже привыкнуть к новым нагрузкам.

При игре с нестандартным строем стоит остановится на струнах 0.10+, их натяжение практически всегда удовлетворительно. Обладатели Лес Пола имеют специфическую мензуру, поэтому им рекомендуется брать те же десятки. Хотя Би Би Кинг с этим тейком не согласен.

Разнообразь свои комплекты. В поисках идеала постарайся выбирать струны не только разного калибра, но и производителя. На рынке представлены серии: Extra Light, Light, Medium, Heavy и так далее. Все они ощущаются и звучат по-разному. Даже оплетка и материал могут в корне изменить тактильное восприятие струны.

Не бывает хорошего или плохого калибра. Каждый музыкант выбирает свой комплект в зависимости от личных предпочтений. Круто можно звучать на толстых, тонких и смешанных струнах.

Хватит копировать кумиров. Выбирай то, что не ограничивает исполнительский потенциал. Кайфуй от игры независимо от калибра струн, ведь только тренировки и любовь сделают твой звук уникальным.