Гитары Fender: Краткая история бренда

Fender – самое красное и громкое слово в гитарной индустрии. Оно олицетворяет как кудрявую эру зарождения рок-музыки, так и современный виток ее развития. Но если от абстрактных понятий перейти к реальности, то все сводится к страсти одного человека.

Зарождение Fender

Компания Fender названа в честь своего создателя – Лео Фендера. Но от рождения в 1909 году и до основания крупнейшего гитарного концерна в середине 1940-х, это имя было безызвестным. Лео, как и все дети из рабочих семей, закончил школу и колледж. Он не умел играть ни на одном инструменте, да и не думал о музыкальной карьере. Вместо этого юный Фендер устроился на работу в бухгалтерию и попутно занимался разными подработками.

Однако у Лео все же была одна страсть: он обожал работать с электроникой и радиотехникой. Это увлечение привело Фендера к идее открыть свое дело, и уже в 1930-х годах в Калифорнийском Фуллертоне красовалась небольшая мастерская с лаконичным названием Fender Radio Service.

И словосочетание Radio Service точнейшим образом описывало специфику работы Лео тех лет: чаще всего к Фендеру отдавали на ремонт радиоприемники, виниловые проигрыватели и усилители звука.

Но с учетом характерного для начала 20 века дефицита инструментального усиления, клиентами Фендера часто становились гитаристы. Лео прощупал растущий спрос на музыкальную нишу и начал экспериментировать с созданием собственной гитарной продукции.

Фендер открывает музыкальное производство

Инженер не стал покидать родных краев, и в 1946 году в Фуллертоне появилась еще одна вывеска с именем Лео – «Fender Musical Instruments Corporation». Но первым продуктом Фендера была не гитара, а ламповый усилитель «Woody». Помимо отраженного в названии внешнего вида, «Woody» отличался простой конструкцией и кристально чистым ламповым тоном.

Первый завод Лео в Фуллертоне, середина 1950-х

После успешных продаж усилителя, Фендер решил попробовать свои силы в гитаро-строении. Он выпустил мелкосерийный Fender Esquire – прототип первой цельнокорпусной гитары. Однако полноценная версия этого инструмента, знакомый всем гитаристам Telecaster, появился чуть позже – в 1950 году.

Fender Esquire

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Особенности Fender Telecaster

Следует упомянуть, что даже в 1950 годах Fender оставалась относительно небольшой компанией. По этой причине многие разработки Лео были введены не для создания «уникального» звука, а лишь для банального удешевления. Однако упрощения Telecaster обогнали свой век, и сейчас конструктивные особенности Fender стали каноном для производства электрогитар.

(сюда можно картинку Телекастера сгенерить)

Цельнокорпусная дека: В середине 20 века большинство электрогитар представляли собой джазовые арктопы, пузатая форма которых контрастировала с тонким, но тяжелым корпусом Telecaster.

Зато для изготовления его деки нужен был всего один брусок древесины, что упрощало массовое производство. Таким образом Лео смог с помощью всего 1 маленького завода оснащать электрогитарами всю страну.

Болченый гриф: До изобретения Telecaster, грифы просто вклеивались в деку гитар. Этот метод спорно увеличивал сустейн, но вместе с этим негативно отражался на цене и надежности инструмента.

Фендер же начал крепить грифы к своим гитарам с помощью старых добрых болтов из металла. Эта конструкция была

  • Дешевой
  • Ремонтопригодной
  • Позволяла наладить конвейерное производство

Сейчас такая технология установки грифа используется на большей части электрогитар.

Датчики: Лео собственноручно разработал сингловые датчики для своего Telecaster. В совокупности с цельнокорпусной декой, они придавали гитаре узнаваемую яркость тона и продолжительный сустейн.

Электроника: Фендер оснастил гитару трехпозиционным переключателем, который позволял музыканту выбирать между бриджем, неком и их совокупной работой. Такая особенность позволяла добиться как пробивного звука для кантри и рока, так и басовитости для блюза и даже джаза.

Кредо Fender Telecaster

Telecaster – это история о компромиссах. Фендер не только максимально удешевил и упростил конструкцию своей гитары, но и сделал ее до того универсальной, что она подходила исполнителям всех гитарных жанров.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Установленный на стальной пластине (очередная разработка Лео) бриджевый датчик издавал резкий, но от того не менее сустейновый звук. В то же время нековый звукосниматель контрастировал своим теплым звучанием. Совокупность Иня и Яня прекрасно справлялась со всеми задачами, которые могла предложить музыкальная индустрия 1950-х – 1960-х годов.

«Лео не был музыкантом и, возможно, это было ключом к его гению. Он подошел к дизайну гитары как к задаче по решению проблем: свежим взглядом и без предвзятых представлений о том, какой должна быть «правильная» гитара». – книга «Fender: The Sound Heard Round the World», Ричард Смит (Richard Smith)

Повышая планку: Гитара Fender Stratocaster

Telecaster обрел коммерческий успех, но Лео не собирался останавливаться на одном инструменте и ждать пока его затмят конкуренты. За первые пару лет производства Telecaster, Фендер активно общался с музыкантами и собирал от них отзывы о своем творении.

Многим гитаристам был неудобен доступ в верхним ладам, а кому-то форма Telecaster казалось угловатой. Другие музыканты жаловались на чересчур пробивной звук и хотели получить с тональной точки зрения более плавный инструмент.

Лео учел пожелания музыкантов и уже в 1954, через 4 года после выхода Telecaster, представил на свет новую гитару – Fender Stratocaster. В работе были учтены все шероховатости предыдущей модели, что привело к добавлению

  • Анатомически удобных вырезов и «рогов» для доступа к верхним ладам
  • 3 сингловых звукоснимателей с магнитами Alnico для еще большей универсальности
  • Системы Tremolo – необходимости для рок-музыкантов

И эта смесь сработала: Fender Stratocaster по сей день остается самый популярной электрогитарой в мире.

Универсальность звука – ключевой фактор успеха Fender Stratocaster

Да, 2 датчика на Telecaster помогали первой полноценной гитаре Лео относительно уверенного чувствовать себя в разных жанрах. Но как в блюзе и роке, так и в кантри с джазом, от пробивного тона Telecaster избавиться было невозможно.

Нрав Страта с 3 синглами стал более собранным ответом тону Телекастера.

Бридж: Бриджевый датчик на Stratocaster позволял получить суховатый звук, что особенно актуально на перегруженном канале. Хоть в этом положении еще можно было отследить родословную Телекастера, Страт не так сильно вгрызался в микс и был более контролируем.

Нек: На нековом звукоснимателе Стратокастер становился глубоким и еще более насыщенным низкими частотами.

Мидл: Средний датчик брал лучшее из 2 миров и подходил как для кантри и джаза, так и для классического рока с блюзом.

Спустя пару лет после выпуска первых партий Стратокастера, Фендер усовершенствовал его 5-ти позиционным переключателем, что сделало тембральный диапазон гитары еще более широким.

Тремоло на Fender Stratocaster

Одной из ключевых особенностей Stratocaster стала усовершенствованная система тремоло, изготовленная самим Лео. Она создана благодаря отзыву музыкантов, которые устали от нестабильной настройки традиционных систем, и хотели получилось от инструмента Фендера идеальный строй после самых экспрессивных пассажей.

Для этой цели Фендер придумал конструкцию синхронизированной системы тремоло, в которую входили

«Плавающий» бридж: Тремоло Лео фиксировалось у бриджа не намертво, а имело одну «плавающую» ось. Такая конструкция позволяла изменять высоту тона как вверх, так и вниз.

Пружинный механизм: В заднюю часть Stratocaster Лео установил полость с пружинами, которые выступали противовесом для натянутых струн. Это решение помогло строю гитары возвращаться на прежнее место максимально быстро и точно.

Синхронное действие: Само название синхронного тремоло отсылает к технологии, которая совмещает движение бриджа с натяжением струн. Эта конструкция обеспечивала плавное и линейное изменение высоты звука на всем пути использования системы.

Fender после ухода основателя

После успеха Стратокастера Fender было уже не остановить. Но вот самого Лео начало подводить здоровье, из-за чего в середине 60-х годов фирма была продана CBS Musical Instruments Division.

Да, Лео косвенно консультировал нового владельца по вопросом гитаро-строения, но отныне он не имел контроля над курсом развития компании. Это привело к тому, что менеджеры CBS Musical занимались не только финансовой и номенклатурной работой, но и напрямую влияли на производство.

CBS Musical начала вести политику сокращения издержек. «Неэкономичные» американские станки новый собственник заменил на их дешевые аналоги, материалы стал закупать у сомнительных поставщиков, а опытное руководство Fender, которое нанимал еще сам Лео, решил сменить на белых воротничков.

Но CBS Musical прогадала со стратегией: качество Fender упало, туда же рухнули и продажи. Музыканты все чаще стали выбирать конкурентов, что стало особенно заметно с приходом дешевых японских инструментов.

Fender перестала приносить прибыль и CBS Musical решила избавиться от убыточных производств. Благо покупатель нашелся быстро: им стал бывший сотрудник Yamaha Music Уильям Шульц, который приобрел фирму в 1985 году.

Первым же указом Уильяма было возвращение технологии производства, которой пользовался сам Лео Фендер. После Шульц избавился от работников CBS Musical и начал сотрудничать с японскими заводами. Несмотря на финансовые трудности, с этого момента имени Fender начало возвращаться былое величие.

А что в этот момент делал сам Лео? Описанные события происходили с 1970-х по середину 1980-х годов. За это время Фендер поправил свое здоровье и создал 2 музыкальные фирмы: Music Man а позже и G&L. В этих компаниях Лео также занимался производством музыкальных инструментов, хотя превзойти успех Стратокастера ему уже не удалось.

До самой кончины в 1991 году, Лео Фендер работал в музыкальной индустрии. Основанная им компания превратилась в огромный концерн с мировым именем и сейчас Fender производится в США, Мексике, Японии, Корее, Китае, Индонезии.

«Инструменты Лео Фендера можно услышать на большем количестве записей и в большем количестве музыкальных жанров, чем инструменты любой другой компании в мировой истории». – книга «Fender: The Sound Heard Round the World», Ричард Смит (Richard Smith)

Начиная с середины 1990-х, под крылом Fender приютились несколько дочерних компаний

  • Squier
  • Fernandes
  • Charvel

Перечисленные гитары, как правило, производятся в небогатых азиатских странах, что приятно отрежется на цене.

Fender стала синонимом самой электрогитары, а инструментами от этой фирмы пользовались и продолжают пользоваться самые именитые гитаристы: Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), Дейв Мюррей (Dave Murray), Дэвид Гилмор (David Gilmour), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), Эрик Клэптон (Eric Clapton).

Но самое главное – работой Лео наслаждаются миллионы любителей музыки по всему миру. Как самый неказистый Stratocaster от Zombie, так и дорогущий Стратоподобный Кастоп-Шоп появились на свет только благодаря любви Фендера к своему делу. Спасибо, легенда!