Как использовать лады и гаммы поверх аккордов?

Использование ладов и гамм – новая ступень солирования после освоения классической пентатоники. Но в отличие от пятинотного звукоряда, многие гаммы конфликтуют с гармонической частью трека и не дают ей раскрыться в полной степени. Чтобы этого избежать, разберем основные правила по обыгрыванию аккордов с помощью ладов и гамм.

Главное правило использования ладов и гамм

Сущность гаммы, лада или любого другого музыкального звукоряда выходит за рамки простой последовательности нот, играемых от 6 до 1 струны. Каждая гамма несет в себе уникальную окраску, которая служит основой эмоционального инструментария гитариста.

Чтобы краски звукоряда дополняли аккорды, нужно спросить себя: какую эмоцию я хочу выразить с помощью выбранного лада?

  • Уверенность, позитив и яркость? Значит для игры подойдет мажорная гамма, воодушевляющим духом которой пропитана не одна сотня легендарных гитарных треков.
  • Душевность, неопределенность, джазовая меланхолия? Тогда нужно переключаться на дорийский лад, который сочетает в себе как мажорные, так и минорные интервалы.
  • Экзотика, таинственность, мрачность? Для выражения таких эмоций можно воспользоваться фригийским ладом, который является частым гостем в темных готических пассажах.

Независимо от конкретного звукоряда свой выбор важно делать осознанно. Тогда лад будет служить музыкальной цели и дополнять произведение.

Самая важная гамма для гитариста

Но от осознанности не будет особого толку с малым словарным запасом. Чтобы нарастить свой исполнительский арсенал, нужно изучить как можно больше звукорядов. И первым из них должен стать классический До-мажор.

Фундаментальность этого звукоряда кроется не только в простотой последовательности нот (C, D, E, F, G, A, B); структура мажорного лада является основой для понимания мелодических конструкций, гармоний и отношений между гаммами и аккордами во всей западной музыке.

Как практиковать гамму До-мажор?

Мажорная гамма – тот аспект гитариста, на освоение которого не стоит жалеть времени. Игра всех семи нот этого звукоряда должна быть доведена до автоматизма; это касается как всего грифа, так и всех тональностей.

Но для начала нужно освоится с гаммой от ноты До.

Одна струна: Потренируйся играть гамму До-мажор на одной струне, это поможет понять линейное движение паттерна тон, тон, полутон, три тона, полутон. Не лишним будет выучить и номера ступеней мажорной гаммы, в будущем они пригодятся для построения ладов.

Ступени мажорной гаммы

Мажорная гамма на 1 струне

Несколько струн: Следующий шагом будет исполнение До-мажора на нескольких струнах. Для такой практики можно воспользоваться десятками аппликатур в самых разных позициях, но лучше всего будет самостоятельно найти нужные ноты и тем самым отстроить свою собственную версию До-мажора.

Тренировка тональностей: Наконец, нужно переносить отточенную аппликатуру в другие тональности. Для этого будет достаточно сменить главную ноту (До) на любой другой звук.

Гамма До-бемоль мажор

Что такое лады и как их использовать?

Лады представляют собой звукоряды, производные от мажорной гаммы. Они сохраняют привычную аппликатуру мажора, но начинаются с другой ноты. Обычно лады отличаются от мажорной гаммы всего одной повышенной или пониженной нотой. Но даже такое небольшое изменение придает новому звукоряду уникальный тональный характер – ту самую окраску, которая и помогает точнее выражать эмоцию через звуки.

This image has an empty alt attribute; its file name is DSC00075-1024x683.webp

7 ладов мажорной гаммы

Отстроив от каждой ступени мажорной гаммы еще одну мажорную гамму, можно получить новый лад. И так как классическая гамма состоит из 7 нот, количество производных звукорядов также соответствует этому числу.

Ионийский лад (1-я ступень): Сама мажорная гамма, начинается с первой ноты тональности. Для До-мажора это C-D-E-F-G-A-B.

Дорийский лад (2-я ступень): Начинается со второй ноты. Производный от До-мажора Ре-Дорийский из будет состоять из D-E-F-G-A-B-C.

Фригийский лад (3-я ступень): Начинается с третьей ноты. Ми-Фригийский от До-мажора включает в себя E-F-G-A-B-C-D.

Лидийский лад (4-я ступень): Берет свое начало от четвертой ноты мажорного лада. Фа-лидийский – F-G-A-B-C-D-E.

Миксолидийский лад (5-я ступень): Начинается с пятой ноты. Соль-миксолидийский – G-A-B-C-D-E-F.

Эолийский лад (6-я ступень): Начинается с шестой ноты, которая позволяет повторить структуру привычного натурального минора. Эолийский лад от До-мажора – A-B-C-D-E-F-G.

Локрийский лад (7-я ступень): Начинается с седьмой ноты. Си-локрийский – это B-C-D-E-F-G-A.

2 способа построения ладов на гитаре

Подойти к игре всего этого многообразия можно 2 способами

  1. Исполнение в аппликатуре мажорной гаммы
  2. Исполнение в индивидуальной аппликатуре определенного лада

В первом случае пригодится та самая До-мажорная гамма, которую необходимо было зазубрить в предыдущем шаге. Ее аппликатура становится основной, от которой нужно отстраивать любой лад. Например, если при таком подходе необходимо сыграть Ля-фригийский, то есть 3 лад от натурального мажора, то нужно найти звукоряд, в котором Ля выступает 3 ступенью.

Ля-фригийский

Этим звукорядом является Фа-мажор, аппликатуру которого можно использовать для игры Ля-фригийского лада. И так как Фригийский – лад минорного наклонения, им без проблем можно обыграть минорные аккорды. Это значит, что гамма Фа-мажор уместно ляжет на привычный аккорд Ля-минор.

Фа-мажор (идентичные ноты)

Хоть ноты Ля-фригийского и Фа-мажорного ладов идентичны (A, Bb, C, D, E, F, G), их тональные центры различаются. Это значит, что при таком способе обыгрывания ладов нужно не забывать делать акценты на главной ноте, в данном случае это – Ля.

Во втором варианте исполнения ладов во внимание берутся их уникальные особенности. Например, До-лидийский лад отличается от обычного мажора повышенной 4 ступенью. Это значит, что для его игры нужно исполнить привычную гамму от До, но с небольшим изменением у ноты Фа.

До-мажор

До-лидийский (F поменялось на F#)

Такой подход требует заучивания новых аппликатур, но зато он позволяет наглядно увидеть чем лад отличается от натуральной мажорной гаммы.

Какой способ выбрать: Так как первый способ опирается на знакомую всем гитаристам мажорную гамму, он пригодится для игры ладов при спонтанных импровизациях. Второй способ можно использовать для более вдумчивого акцентирования на окраске ладов. В идеале овладеть обоими методами.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Как выбрать лад или гамму под определенный аккорд?

Выбор правильного звукоряда – важнейшая часть создания связных и музыкально уместных соло и импровизаций. Но помимо желаемого окраса, это решение должно основываться на гармонической части трека: типе играемого аккорда или всей аккордовой последовательности.

Чтобы подобрать гамме подходящий аккорд, нужно обратить внимание на строение обоих музыкальных единиц. Например, к аккордам с большой терцией нужно подбирать лады мажорного наклонения, так как они наделенный той же особенностью. Подробнее остановимся на популярных аккордах и уместны для них звукорядах.

Звукоряды для мажорных аккордов

Мажорные аккорды как раз и обладают большой терцией. В поисках подходящих им звукорядов нужно брать эту особенность во внимание.

Ионийский лад (мажорная гамма): Включает в себя все ноты мажорного аккорда, что создает максимально устойчивое звучание.

Лидийский лад: Отходит от концепции классического мажорного звукоряда повышенной четвертой ступенью. Однако все остальные ступени идентичны мажору, а потому лидийский лад прекрасно подойдет под мажорный аккорд.

Миксолидийский лад: Придает блюзовый, слегка неразрешенный оттенок благодаря пониженной септиме. Несмотря на эту особенность имеет большую терцию, а значит ляжет на мажорный аккорд.

Звукоряды для минорных аккордов

Минорный аккорд отличается малой терцией, а потому подходящий ему звукоряд должен быть наделен тем же интервалом.

Эолийский лад (натуральная минорная гамма): Обеспечивает классический звук минорной гаммы, плавно сочетающийся с минорными аккордами.

Дорийский лад: Обеспечивает немного более яркий звук с благодаря повышенной шестой ступени. Полезен для добавления нотки оптимизма в минорных контекстах.

Фригийский лад: Понижение 2 ступени обеспечивает темный, экзотический звук, подходящий для создания напряжения.

Звукоряды для доминантсептаккордов

Доминантсептаккорды отличаются сочетанием большой терции и малой септимы. Это моментально наводит на мысли о подходящем для аккорда звукоряде.

Миксолидийский лад: Пониженная септима соответствует структуре доминантного аккорда, что делает этот лад идеальным выбором для блюзовых или фанковых соло.

Звукоряды для уменьшенных и полууменьшенных аккордов

Уменьшенные и полууменьшенные аккорды обладают пониженной 5 ступенью. Нетрудно догадаться, что для обыгрывания этой пары подойдет звукоряд с уменьшенной квинтой.

Локрийский лад: Этим интервалом и наделен локрийксий лад.

Каждый звукоряд обладает собственным оттенком, который можно использовать для построения уместных мелодических линий. При этом основной краской всей западной музыки является мажорная гамма. Освоение ее аппликатуры во всех позициях позволит добавлять более тонкие цвета с помощью производных от мажора ладов.