5 главных ошибок при игре Smoke On The Water на гитаре

Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) из Deep Purple сумел создать рифф к «Smoke On The Water» с помощью всего 4 нот. Но несмотря на кажущуюся простоту гимна рок-музыки, при его исполнении многие гитаристы не могут добиться аутентичного звучания. Разберем 5 главных ошибок, которые мешают риффу Блэкмора раскрыться на полную.

Игра Smoke On The Water медиатором

Самая распространенная ошибка в исполнении «Smoke On The Water» – использование медиатора. Сам Ричи Блэкмор играет этот рифф исключительно пальцами, и делает он это не спроста.

Мягкий тембр: Медиатор обеспечивает резкую атаку и яркий звук, что в общем-то актуально в большинстве гитарных треков. Однако «Smoke On The Water» выходит за пределы классического рок-н-рольного тона: основной рифф этой песни отличается мягким, но напористым тембром. Сочетание этих характеристик невозможно воспроизвести с помощью твердого медиатора; остается полагаться лишь на мягкие подушечки пальцев.

Динамический диапазон: Пальцевая техника увеличивает динамический диапазон гитариста и помогает добиться идеального баланса между читаемостью и агрессией удара. Только такой подход позволяет извлечь из простых кварт сотни вариантов тона и громкости.

Глушение: Несмотря на мнение хейтеров, Блэкмор отлично справлялся с глушением струн. Пальцевая техника помогает ему точно контролировать длительность интервала и тем самым способствует поддержанию ритма.

Использование неправильных аппликатур

Упоминание простых кварт сделано не случайно, ведь игра этих интервалов является единственным верным способом исполнить «Smoke On The Water». Да, квинтами, терциями или павер-аккордами (Power-Chord) можно сыграть ноты, идентичные риффу Ричи. Но для достижения аутентичного звучания отхождение от канонов Блэкмора будет критичным.

Почему стоит играть аппликатурами Ричи Блэкмора?

Тон: Кварты – одни из самых устойчивых и одновременно агрессивных интервалов. В сочетании с нижним гитарным регистром, в котором и исполнен «Smoke On The Water», они производят полное звучание с большим количеством резонанса. Любые другие интервалы и аппликатуры приведут к утрате энергии, необходимой для правильного восприятия самого популярного гитарного риффа Deep Purple.

Удобство игры: Ричи Блэкмор играет свой рифф от 5 лада 5 струны. Для взятия следующих кварт он использует идентичную аппликатуру на 3, 6, 5 ладах 4 струны. Завершающим ударом в такте является возврат к кварте на 5 струне.

Аппликатура с переходом на 4 струну удачна не только благодаря своему звучанию. Основной рифф «Smoke On The Water» играется в темпе 115 BPM, поэтом ерзание через весь гриф в поисках аппликатуры на одной струне приведет лишь к ненужной спешке. Оригинальная распальцовка Ричи проста и экономична.

Игра только основного рифа

Но даже используя правильную технику правой руки и изучив оригинальные аппликатуры, «Smoke On The Water» можно сыграть неправильно. Для этого достаточно остановиться на основном риффе трека и полностью проигнорировать проигрыши и соло. Такой подход вырывает аккомпанемент из своего музыкального контекста, тем самым делая его несамостоятельным.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Почему стоит играть «Smoke On The Water» целиком?

Понимание структуры песни: Правильным способом изучения «Smoke On The Water» будет освоение аккомпанемента, а после этого – соло. Только таким способом можно прочувствовать как соло должно звучать в совокупности с аккордовой частью трека.

Обратная история, изучение исключительно соло, также негативно влияет на восприятие «Smoke On The Water». Аккомпанемент является структурой трека, на которую нанизываются соло другие музыкальные части. Проигнорировав основной рифф, гитарист буквально лишает себя опоры для правильного солирования.

Динамика и экспрессия: Контраст между риффом и соло в работе Deep Purple подчеркивает важность динамики в гитарной музыке. Воспроизведение всего трека позволяет ощутить на себе подход Ричи к нагнетанию атмосферы риффом и переход к более тонкой игре для исполнения соло и куплета.

Использование большого количества гейна

Большая часть каверов на «Smoke On The Water» обречены на провал еще до первого прикосновения гитариста к струнам. Дело в неправильно настроенном усилении: огромном количестве гейна (gain) и добавлении ненужных эффектов.

Блэкмор записал «Smoke On The Water» на 100 ваттном Marshall Plexi . Это – один из самых популярных британских усилителей начала 1970-х годов. Однако аппаратура тех лет имела интересную особенность: минимальное количество гейна.

По нынешним меркам Ричи Блэкмор играл практически на чистом звуке. Всю агрессию в «Smoke On The Water» он доставал не из ручки на усилителе, а из собственных рук. Такой подход позволил получить хорошо читаемый, но от того не менее злой естественный перегруз.

Как достичь тона Блэкмора?

Чтобы достоверно воспроизвести тон Блэкмора, нужно базово настроить свое оборудование

Настройка усилителя: Начать нужно с понижения гейна. На современных транзисторных устройствах это можно сделать переключением на кранчевый (Crunch) или другой не сильно искаженный канал. На винтажных ламповых усилителях такой эффект достигается путем естественного перегруза от высокой громкости на чистом канале.

Выбор гитары: Блэкмор записал «Smoke On The Water» на Fender Stratocaster. В идеале исполнять этот трек на идентичной гитаре, но похожего тона можно добиться и на других инструментах с сингловыми звукоснимателями. Именно одна катушка дает прозрачный звук, необходимый для хорошей читаемости риффа.

Как играть с маленьким гейном?

При игре на небольшом гейне гитаристу придется выбивать звук из гитары, ведь иначе про громкость и искажения можно забыть. Атака в таком случае получится крайне агрессивной, но благодаря минимальному количеству искажений она сохранит ясный характер.

Игра пальцами: Для исполнения агрессивной атаки при игре пальцевой техникой достаточно чуть глубже погружать пальцы в струны. Это поспособствует мощному щипку, который сможет сильно раскачать струны и как следствие – нагрузить усилитель.

Игра медиатором: Похожего эффекта можно достичь и медиатором, что пригодится при исполнении соло и проигрышей из «Smoke On The Water». Для этого нужно сделать широкий замах кистью и пройти струну кончиком медиатора.

Игнорирование оригинальных длительностей

«Smoke On The Water» нельзя назвать сложным с гармонической точки зрения. Но Ричи смог компенсировать отсутствие комплексных аккордовых прогрессий уверенной ритмикой и работой с длительностями. Освоение таймингов Блэкмора – необходимый шаг на пути к правильной игре гимна рок-музыки.

Как практиковать ритм для игры «Smoke On The Water»?

Занятия под оригинальный трек: Наиболее эффективным способом освоения ритмики Ричи будет игра под его гитарную партию. Для этого достаточно включить запись «Smoke On The Water» в удобном темпе и начать играть в унисон с гитаристом Deep Purple. Усложненной версией такой практики является занятие под минус с вырезанной гитарной дорожкой.

Техника глушения: Пальцевая техника Ричи – важнейшая составляющая в извлечении правильных длительностей. Для приближения к звучанию Блэкмора, необходимо практиковаться в переходе между щипком и приглушением ноты. Это можно делать на первой кварте трека.

Когда движение забьется в пальцы, нужно экспериментировать с различными длительностями или накладывать на этот прием ритм-секции из других треков. При этом важно помнить, что момент приглушения не менее важен, чем само извлечение звука.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

«Smoke On The Water» – трек, который должен быть в арсенале любого гитариста. Но чтобы его звучание было максимально похоже на версию самого Ричи, необходимо помнить о 5 правилах

  1. Использование пальцев
  2. Игра правильных аппликатур
  3. Исполнение трека целиком
  4. Игра на невысоком гейне
  5. Исполнение правильных длительностей

Соблюдая эти правила, «Smoke On The Water» будет звучать не очередным новичковым риффом, а свежим и увлекательным произведением.