Все виды подтяжек на гитаре

Подтяжка – непростой прием. Для его освоения нужно прокачать музыкальный слух, мышечную память и аккуратность. Ситуация становится еще сложнее, когда вместо классической подтяжки нужно исполнить одну из ее разновидностей. Чтобы не запутаться, отдельно рассмотрим все виды этого украшения.

Классическая подтяжка

Смысл подтяжки заключается в повышении звука до определенной ноты. И эта нота, как правило, не случайна. Начинающие гитаристы забывают о этом правиле и просто тянут струну в молоко. Чтобы избежать такой ошибки, пройдемся по основным типам классического бенда.

  • Бенд на 0.5 тона или 1 лад
  • Бенд на 1 тон или 2 лада
  • Бенд на 1.5 тона или 3 лада
  • Бенд на 2 тона или 4 лада

Бывают и еще более широкие бенды, но они играются по такому же принципу.

Главная задача при исполнении подтяжки – остановиться на желаемой ноте и заглушить звук. Вот только сделать это не так просто, ведь с натянутой струной ориентироваться на лады уже не получится. Остается надеяться на собственный слух или на вспомогательные средства.

Как подтяжкой попасть в ноту?

Под вспомогательными средствами подразумевается тюнер. Он подскажет момент, в который звук находится на нужной высоте и не требует дальнейшего повышения. Самостоятельно попробуй сделать тоновый бенд от Ре на 7 ладу 3 струны до Ми на 9 ладу. Когда тюнер покажет «E», подтяжку можно глушить.

D – начало бенда, E – высшая точка

Но тюнер – лишь инструмент для практики, желательно избавиться от него как можно скорее. Вместо этого гитаристу нужно учиться приходить в нужную высоту с помощью своего слуха. Чтобы упростить эту задачу, сыграй желаемую ноту перед бендом в нее. Так ты запомнишь звук, к которому нужно стремиться.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Есть еще более наглядный способ: подтяжка в унисон с такой же нотой на другой струне. Чтобы исполнить тоновый бенд от Ре таким образом, зажми Ми на 5 ладу 2 струны и Ре на 7 ладу 3 струны. Как только решишь сделать подтяжку – ударь сразу по 2 струнам и начинай тянуть бас к Ми. В итоге должны зазвучать 2 идентичные ноты.

D – начало бенда, E – высшая точка, вторая E – ориентир

Советы для тренировки подтяжек

Что делать если, не попал в ноту? Если попасть в ноту с первого раза не получилось, то не нужно пытаться ловить ее. Просто отпусти подтяжку и попробуй еще раз.

Почему струну так тяжело тянуть? Оптимальное положение для тренировки подтяжек находится в диапазоне 7-12 лада. В нижнем регистре подтянуть струну будет физически тяжело, а в верхнем могут возникнуть проблемы с нахождением нужной высоты.

Почему подтяжка все время звучит по-разному? После тренировки подтяжек гитара может потерять строй. Чтобы этого избежать, каждые 15-20 повторений подстраивай инструмент. Игра бендов на расстроенной гитаре сформирует вредную привычку.

Распространенные ошибки при игре подтяжек

Самая распространенная ошибка при исполнении подтяжки – не глушить ее при спуске. В таком случае слушатель запоминает не чистую ноту, а что-то размытое и неточное. Для решения проблемы есть 2 способа

  1. В верхней точке глуши струну ослаблением левой руки
  2. Заглуши все струны правой рукой и только после этого опускай подтяжку

Для большей уверенности можно совмещать 2 способа вместе.

Не менее важно следить за движением левой руки. Подтяжка происходит не путем выталкивания струны пальцами, а с помощью более мощного движения всей кисти. Пальцы при этом собираются в лесенку и стоят в зафиксированном положении.

Блюзовые подтяжки

Для блюзовой музыки не так важна точность. За место нее в жанре ценят эмоциональную отдачу от игры. По этой причине блюзовые подтяжки не всегда идеально попадают в ноту. Они лишь стремятся к ней, охватывают ее примерные очертания.

Чаще всего блюзовая подтяжка быстрая и экспрессивная, она повышает звук всего на 0.5-0.3 тона и моментально возвращается к первоначальной ноте. Но бывают и более задумчивые варианты, они отличаются неспешным подтягиванием и вибрато в верхней точке. В таком случае конечная нота все так же открыта для интерпретации слушателя.

Но в блюзовых подтяжках нужно знать меру. Их вольное звучание сглаживается обыгрываемыми нотами: чаще всего это 5b или 3b ступени. Сами по себе они неустойчивы, а потому отлично сочетаются с неидеальными бендами. Но если выполнять прием без разбора, то велик шанс зазвучать фальшиво.

Подтяжки с возвратом

Одна из ошибок при исполнении подтяжек – случайный спуск звучащей струны. Но если начать контролировать этот процесс, то получится отдельный вид бендов, которым можно разбавлять классические вариации украшения.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

При исполнении бенда с подтяжкой важно обозначить самую верхнюю ноту. Только после этого струну можно вернуть в изначальное положение. Возврат бывает быстрым или медленным, но в любом случае движение должно быть однородным и уверенным.

Подтяжки с возвратом уместны не во всех случаях, поэтому нужно избегать их неосознанной игры. Такой прием создает слегка плаксивое настроение, которое часто актуально в блюзе. Но вот уверенное рок-н-ролльное соло подтяжка с возвратом, как правило, не украсит.

Обратные подтяжки

Такую экстравагантную подтяжку корректней было бы именовать спуском, но остановимся на выбранном названии. Прием выполняется в следующей последовательности

  • Бесшумное взятие бенда
  • Удар по струне в верхней точке
  • Спуске звучащей ноты

В итоге слушатель воспринимает не всю подтяжку, а лишь ее последнюю стадию.

Для корректно выполнения такого типа подтяжки не получится использовать слух, ведь струна поднимается бесшумно. Это значит, что у исполнителя не будет возможности слегка подкорректировать натяжение и попасть в ноту. Придется полностью полагаться на мышечную память и визуальное положение струны.

Помимо классической подтяжки с попаданием в ноту, изучай и другие вариации этого украшения

  • Блюзовая неидеальная подтяжка
  • Подтяжка с возвратом
  • Обратная подтяжка

Независимо от выбора конкретной подтяжки, следи за совместной работой музыкального слуха и мышечной памяти.