5 правил быстрого освоения СЛЭПа на гитаре

Перкуссивное звучание слэпа можно встретить в фанке, роке, диско, джазе и других музыкальных жанрах. Такую популярность этот прием обрел благодаря сочетанию пробивного звучания и возможности точно контролировать свою ритмику. Рассмотрим 5 правил, которые помогут освоить слэп максимально быстро и эффективно.

Основы гитарного слэпа

Слэп (Slap) — техника правой руки, изначально разработанная бас-гитаристами. Она включает в себя 2 основных движения

  1. Слэп – резкий удар большим пальцем правой руки
  2. Поп (pop) – щипок указательным и среднем пальцами той же руки

Сочетание этих движений позволяет точно регулировать тайминг и силу удара.

Техника большого пальца: Слэп представляет собой мощный удар большим пальцем по басовым струнам. При этом движении важно сохранять кисть неподвижной и использовать вращение запястья, а не большого пальца. В итоге струна должна удариться о гриф гитары и издать характерный металлический призвук. В этот момент большой палец нужно быстро вернуть в начальное положение, чтобы струна могла свободно колебаться.

Техника указательного и среднего пальцев: При извлечении звука в стиле поп нужно завести указательный или средний палец под струну и слегка натянуть ее от гитары. После останется быстро вернуть палец в начальное положение, чтобы струна по инерции устремилась к грифу для извлечения того же металлического призвука. Главное в таком движении – быстрота и четкость пальцев, которая должна отразиться на чистоте звука.

Правило 1: развивай чувство пульсации

Слэп-гитара основывается на уверенной ритмике и построении чувства грува. Ключевым фактором этих аспектов является пульсация, то есть устойчивая последовательность сильных и слабых долей. Освоение этой техники превратит игру слэпа из простой демонстрации навыков в выразительное музыкальное средство.

Использование метронома: Развитие пульса, темпа и других аспектов ритмичной игры невозможно без метронома. Он служит ориентиром, который позволяет сделать исполнение слэпа стабильным и синхронизированным.

Начинать развитие пульса с метрономом необходимо с медленных темпов: 60-80 ударов в минуту. Для такой практики нужно выбрать открытую струну и начать отрабатывать один из приемов прямыми длительностями. После нужно расставить ритмические акценты, которые и помогут лучше прочувствовать музыкальный пульс.

Счет ритма: В начале развития пульсации можно воспользоваться методом активного счета. Он предполагает проговаривание играемых длительностей вслух или про себя. Например, при игре трека в классическом размере 4/4 нужно считать 1-2-3-4, делая особый акцент на каждой единице и тройке.

Подобную практику можно проводить даже без инструмента: достаточно выйти на прогулку и обратить внимание на пульсацию своей ходьбы. Такой подход поможет прочувствовать ритмику, что не менее важно, чем отработка технических аспектов слэпа.

Синкопы: По мере освоения базовых пульсаций, в свою практику можно включать синкопы, то есть акцентирование длительностей, которые обычно обделены акцентом. Этот прием часто встречается в фанке – главном жанре слэп-гитаристов.

Правило 2: тренируй слэп и поп раздельно

Несмотря на всю прямолинейность слэпа, эта техника скрывает в себе множество деталей, которые можно освоить лишь осознанной отработкой. Чтобы не распылять свою внимание на все нюансы этой техники сразу, слэп и поп нужно тренировать раздельно.

Изоляция техник: Для выполнения слэпа не получится просто стукнуть пальцем по струне. Чтобы прием привел к нужному звуку, необходимо научиться дозировать силу своего удара и найти наиболее удачно звучащий угол броска кисти. Все эти тонкости невозможно отработать, если одновременно с этим уделять внимание на отщипывание струны техникой поп.

Замедление: Чтобы максимально сконцентрироваться на каждом ударе, нужно ограничить себя все теми же 60-80 ударами в минуту.

Развитие мышечной памяти: Изолированная практика каждой техники помогает укрепить мышечную память и гарантирует, что каждое движение дойдет до автоматизма в правильной форме. Поочередное оттачивание удара и щипка поможет сконцентрироваться на создании ритмики, а не на техническом аспекте игры.

Правило 3: тренируй слэп и поп в простых звукорядах

После поочередной отработки обеих техник, свою игру нужно переносить в музыкальный контекст. Но даже в этом случае не стоит прибегать к спешке. Лучше практиковать поп и слэп на знакомых треках и в простых звукорядах. Это позволит моментально уловить ошибки, которые обязательно возникнут в процессе обучения.

Звукоряды для отработки слэпа: Для отработки слэпа лучше всего использовать пентатонику. Как и предыдущем шаге, оба приема следует исполнять изолированно друг от друга.

Позже нужно совмещать поп и слэп в одно целое. Для этого можно использовать Ми-минорную пентатонику. При ее исполнении следует отбивать пульс мелодии на открытой 6 струне (E). Мелодическую же часть нужно исполнять техникой поп, для этого подойдут нижестоящие струны. Подобная машина по созданию грува продемонстрирует, что активная работа с ритмикой вдохнет жизнь даже в банальный пятинотный звукоряд.

Треки для отработки слэпа: Для отработки слэпа подойдут практически любые несложные треки. Но лучше всего выбирать композиции, в которых есть явный акцент на ритмике. Такой особенностью наделены работы фанковых музыкантов.

Для нескучной отработки слэпа можно разучить

  • «Kiss» – Prince
  • «Play That Funky Music» – Wild Cherry
  • «Higher Ground» – Red Hot Chili Peppers

В оригинальном темпе эти треки нельзя назвать простыми для исполнения. Но с замедлением хотя-бы в 50% они становятся отличной площадкой для отработки слэпа.

Правило 4: приглушай ненужные струны

Хлесткость удара и мощь щипка делают слэп одним из самых агрессивных гитарных приемов. Чтобы вся эта энергия переходила исключительно в музыку и ощущения, необходимо озаботиться о контроле своей игры и приглушении нежелательного шума.

Глушение левой рукой: При зажатии любого лада необходимо слегка касаться кончиком указательного пальца вышестоящей струны и основанием пальца нижестоящих струн. Сила этого прикосновения должна быть достаточной для демпфирования струн, но не для их зажатия.

При игре техникой поп, то есть когда басовые струны не задействованы, левую руку можно перевести в блюзовую позицию. Это позволит большому пальцу левой руки контролировать 5 и 6 струны.

Глушение правой рукой: При использовании басовых струн для игры слэпа, указательный или средний палец правой руки можно положить на нижестоящие струны. Это предотвратит ненужный звук даже если большой палец соскользнет с басовой струны.

Также и наоборот: при выщипывании тонких струн техникой поп, можно положить большой палец на 6 и 5 струны. Это исключит микро-вибрации, которые передаются на басовые струны через корпус гитары.

Палм-мьют (pulm-mute): Неполным глушением струны можно создать перкуссивный звук, который часто используется в факновых треках. Для этого достаточно слегка прикоснуться ребром ладони к струнам в месте их крепления с бриджем. После этого останется выбить звук мощным слэпом и скорректировать степень приглушения движением ладони по отношению к бриджу.

Правило 5: отстрой инструмент для комфортной игры слэпа

При исполнении слэпа на 6-ти струнной гитаре следует брать во внимание басовые истоки приема. Легкая настройка инструмента и усилителя под классические слэповые каноны упростит игру и сделает звучание техники более аутентичным.

Высота струн: Для комфортного исполнения слэпа требуется слегка поднять струны. Таким образом они смогут свободнее резонировать после отскока от грифа, что особенно актуально на инструментах со звенящими ладами. Однако слишком сильное поднятие струн чревато неудобством игры, остановиться стоит на 2.5-3 мм у 6 струны.

Толстые струны: Для игры слэпом следует выбирать толстые комплекты 10+ калибра. Они производят более полный и громкий звук, который идеально подходит для агрессивных слэповых ударов. Также толстый калибр лучше справляется с физической нагрузкой, а при игре слэпом ее недостатка наблюдаться уж точно не будет.

Звук: Для игры слэпом точно не подойдет хай-гейновое (High-Gain) усиление. В таком случае удар струны об гриф будет ощущаться слишком грязно. Но избегать стоит и полностью чистый канал, так как он не сможет раскрыть всю агрессию приема. Лучше остановиться на слегка подгруженном тоне, который характерен для классических ламповых усилителей.

Слэп – одна из самых ритмичных техник игры на гитаре. Для ее скорейшего освоения нужно помнить как минимум о 5 правилах

  1. Тренировка пульсаций
  2. Изолированная отработка слэп и поп
  3. Отработка слэп и поп в простых звукорядах
  4. Глушение
  5. Настройка звука

Даже несмотря на различия в инструментах, гитаристам будет полезно поучиться слэпу у фанковых басистов.