Почему сложно играть простые риффы? Почему все играют их не так и как надо?

Мы привыкли считать Cant Stop, Smells Like Teen Spirit, Whole Lotta Love и другие известные риффы простыми для исполнения. Вроде бы нот не так много, темп не скоростной, да и каждый первый гитарист может сыграть их. Вот только каким образом он это сделает?

Почему стоит стремиться к звучанию оригинала?

Большинство гитаристов играют популярные риффы неправильно. Они краем уха слышали мелодию и воспроизводят ее по памяти. Такое исполнение чревато неточностями, а ведь именно из тонких моментов и состоит музыка.

Даже банальные риффы нужно разучивать осознано и стремится к звучанию оригинала. Благодаря такому подходу ты

  • Получишь звук, приближенный к студийке.
  • Сможешь впитать задумку автора, поймать его музыкальную мысль.
  • Научишься должным образом исполнять простые треки, ведь без этого навыка проход к более комплексным композициям будет закрыт.

К тому же ты банально получишь удовольствие от правильно исполненной мелодии.

Играй простые гитарные риффы от начала и до конца

Как лучше?

Я умею играть Led Zeppelin – Whole Lotta Love

или

Я умею играть Led Zeppelin – Whole Lotta Love до 48 секунды, когда там соло идет я уже и не запариваюсь особо

Согласись, что на инструменте хочется исполнять музыку, а не музыкальные отрывки. Но если ты будешь исполнять только рифф или только соло, то такую игру нельзя будет назвать полноценной.

Если понимаешь, что всю песню сыграть не получится, то лучше не берись за нее. Игра кусками не раскроет замысел автора. Со временем это может превратиться в привычку и в твоем музыкальном арсенале останутся лишь несвязные отрывки, которые не представляют никакой культурной ценности.

Сохраняй оригинальный темп гитарных партий

Попробуй замедлить или ускорить любимый трек на 5%. Вроде бы мелочь, но кровь из ушей течет моментально. Мы привыкли к звучанию Cant Stop, Smells Like Teen Spirit, Whole Lotta Love в их оригинальной скорости. Даже незначительное ее изменение убивает весь шарм композиции.

Да, тренироваться можно в замедленном темпе. Но вот результат тренировок должен быть максимально приближен к оригиналу. Для этого не забывай пользоваться метрономом.

Не изменяй штрих и ритмику первоначального трека

В штрихе и ритмике кроется грув песни, именно из-за них банальная мелодия крутится в голове целый день. Не упрощай штрих, именно оригинальная последовательность ударов придает твоей игре аутентичное звучание.

Если не можешь снять штрих на слух, но найди живой концерт с исполнением трека. Упрощенный штрих с каверов и уроков на ютубе «для начинающих» не подойдет.

Для игры простых риффов настрой гитарный тон

Бывает, что вдоль и поперек изучил песню: самостоятельно снял ее на слух, для уверенности посмотрел концерты и убедился, что играешь максимально близко к оригиналу. Но что-то все равно не то, звук просто не похож.

Возможно, дело в настройках тона. Над хитом трудились умные дядьки продюсеры и не менее смышленые звукорежиссеры. Благодаря их работе, 3 ноты на протяжении всей песни звучат ярко и не надоедают.

Но для аутентичного звучания не нужно нанимать команду специалистов. Для гитариста любителя будет достаточно соблюдать основные правила гитарного тона. Для базовой настройки ответь на следующее вопросы

  • На каком положении звукоснимателя играет исполнитель?
  • Сколько гейна используется в треке? Сколько средних и баса?
  • Используются ли какие-либо педали, кроме овердрайва? Какие?

Большую часть информации можно узнать от самих же музыкантов. Тот же Фрушанте говорил о своем звуке следующее

“Я не пользуюсь большим количеством педалей эффектов. Я предпочитаю, чтобы все было просто и позволяло гитаре звучать естественно”. (интервью MusicRadar, 2012)

Если найти интервью не получается, то попробуй в поиске на ютубе набрать «(исполнитель) guitar tone.» Так ты найдешь лишь любительские советы, но они натолкнут на нужное русло идеального тона.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Гитаристы с комплексным гитарным тоном

Но порой ответить на 3 перечисленных вопроса не так-то и просто. Дело в том, что фирменный звук многих гитаристов кроется не только в стиле исполнения, но и в использовании большого количества эффектов. Такой подход хоть и добавляет авторам индивидуальности, но одновременно с этим затрудняет снятие их треков на слух и подбор правильного гитарного тона.

Эдж (The Edge): Немалая часть атмосферы U2 кроется в гитарных эффектах, которыми Эдж (The Edge) щедро насыщает свои партии. Особенно сильно музыкант полюбил дилэй (Delay) и реверберацию (Reverb), что усложняет настройку тона в стиле U2 в домашних условиях.

Том Морелло (Tom Morello): Морелло уходит в еще большие эксперименты и своими эффектами создает подобие звуков из старых видеоигр, диджейского шкрябанья, и просто достает из гитары самые необычные шумы. В этом гитаристу помогают дилэй (Delay), реверб (Reverb), вау-вау (Wah-Wah) и другие эффекты.

Дэвид Гилмор (David Gilmour): Культовые соло Гилмора (Gilmour) и эмбиентовые звуковые ландшафты Pink Floyd невозможно представить без использования эффектов. Но по этой же причине приблизиться к звуку Дэвида (David) совсем непросто. Обычно музыкант использует дилэй (Delay), реверб (Reverb), овердрайв (Overdrive) и любимый гитаристом фузз (Fuzz) Big Muff.

Любимый фузз (Fuzz) Гилмора (Gilmour)

Кевин Шилдс (Kevin Shields): Настроить тон в стиле Шилдса (Shields) без опыта игры шугейза (Shoegaze) и многочасового прослушивания My Bloody Valentine практически невозможно. Все дело в сочетании десятков эффектов, которые и придают звучанию группы столь абстрактное настроение.

Педалборд Кевина Шилдса (Kevin Shields), 32 эффекта за раз

«Я рассматриваю гитару не просто как инструмент для изменения высоты звука, а как инструмент для создания звука». – Кевин Шилдс (Kevin Shields)

Гитаристы с простым гитарным тоном

Но можно и найти обратные примеры. Многие гитаристы практически не используют эффекты и в донесении музыкальной идеи полагаются только на свое мастерство. Такой подход облегчает как снятие треков этих музыкантов, так и настройку гитарного тона под их стиль.

Би.Би Кинг (B.B. King): При исполнении эмоциональных ликов король блюза не использует гитарные эффекты. Вместо этого он подключает свою Люсиль напрямую к усилителю и довольствуется еле уловимым ламповым перегрузом.

Дерек Тракс (Derek Trucks): Тракс – влиятельнейший слайд-гитарист современности. Но даже самый ковбойский лик он исполняет лишь с использованием верной SG и лампового усиления.

Ангус Янг (Angus Young): Грубый, но сухой тон Ангуса (Angus) зарождается не только в пальцах гитариста, но и в 100-ваттном Marshall Plexi. С помощью него Янг (Young**)** добивается перегруженного звука путем естественных ламповых искажений.

«Для меня важна простота. Я беру гитару, включаю ее и играю. Вот и все мое представление о гитарном звуке». – Ангус Янг (Angus Young)

Кит Ричардс (Keith Richards): Кит предпочитает создавать свои риффы на основе сырого гитарного перегруза без использования эффектов.

«Я всегда с подозрением относился к слишком большому количеству эффектов. Они могут стать отличной маскировкой для того, кто на самом деле ничего не смыслит в музыке». – Кит Ричардс (Keith Richards)

Пользуйся нотами с проверенных источников

Самые популярные мелодии помещаются на одной строчке нотного стана. Будь уверен, что даже небольшой отступ от оригинала сразу станет заметным. А в любительских нотах, как правило, отступы бывают значительными. Ситуация с самопальными каверами и табами обстоит еще хуже.

Играй песни только по оригинальным нотам с авторскими правами. Найти их можно у проверенных издательств, например Hal Leonard и Mel Bay. Ноты к ним поступают напрямую от музыкантов, поэтому ты сыграешь трек так, как задумал сам автор.

Если ноты с авторскими правами найти не получается, то сверяй любительские работы между собой. Треть возьми с сайта с табами, треть с кавера на ютубе, а оставшуюся часть сними на слух. Такой Франкенштейн получится не совсем точным, но децентрализацией ты сведешь ошибки одного человека к минимуму.

Хотя самый полезный метод — доверится своим ушам. Так ты не только разучишь любимый трек, но и прокачаешь музыкальность. Для упрощения снятия на слух, постарайся найти концерт, на котором видны аппликатуры.

Почему не получается сыграть простой рифф?

Нет ничего страшного в том, что классический гитарный рифф не получается сыграть с первого раза. В каждой мелодии кроются свои особенности, поэтому исполнение банального трека может оказаться не таким простым.

Те же 4 кварты в Smoke on the Water Ричи Блэкмор написал вдохновившись Бетховеном. По словам Ричи, последовательность интервалов и размер трека отсылают к средневековой музыке. С технической точки зрения Блэкмор также опирается на классику: он играет рифф не медиатором, а пальцами.

И такие особенности есть везде. Именно благодаря им простые мелодии так сильно западают в душу.

Получается, что для игры простого риффа нужно

  1. Играть его от начала и до конца.
  2. Не отходить от оригинального темпа и пользоваться метрономом.
  3. Не изменять штрих и ритмику мелодии.
  4. Настроить гитарный тон так, как играется в оригинале.
  5. Использовать ноты и табы только с проверенных источников.