Биография и анатомия гитары

Гитара – один из самых распространенных музыкальных инструментов. Но широкое распространение в популярной культуре он получил лишь около 100 лет назад. Рассмотрим эволюцию гитары и то, как она повлияла на современную музыку.

Происхождение гитары

Одним из ранних прототипов гитары является лютня, которую использовали на территории Древнего Египта, Греции и Рима. Параллельно с лютней развивался другой струнный инструмент – уд, который был завезен на Пиренейский полуостров (юго-запад Европы) африканцами в 8 веке.

Около 700 лет уд и лютня сохраняли свой первоначальный вид, но в Испании 15 века они развились в виуэлу, которая сыграла значительную роль в формировании музыки эпохи Возрождения.

В Европе 17 века лютня перешла к последней стадии своего развития и превратилась в барочную гитару. Ее 5-ти струнная настройка позволяла использовать современные техники игры и даже чем-то напоминала звучание привычных нам гитар.

С 17 по 20 век устройство акустических гитар практически не изменилось, но зато их производство стало проще и дешевле. Это привело к развитию гитарных жанров и возрастанию количества гитаристов-любителей.

Развитие электрогитар

В 20 веке начали набирать популярность джазовые биг-бенды, в которых преобладали оглушительные духовые. В силу размера и конструкции, гитара не могла похвастаться такой же громкостью, и ее звук просто гас на фоне других инструментов. Для борьбы с этой проблемой в 1930-х началось активное развитие гитарного усиления.

Первые электрогитары представляли собой акустические гитары, оснащенные электромагнитными звукоснимателями. Это позволило выводить звук в усилители и тем самым в разы увеличивать громкость небольшого струнного инструмента.

Усиление позволило гитаристам начала 20 века комфортно чувствовать себя на выступлениях. Но чем мощнее и громче становились усилки, тем больше грязи и перегруза подмешивалось в чистый акустический звук.

Сначала гитаристы считали перегруз нежелательным эффектом. Но конец 19 и начало 20 века ознаменовалось развитием блюза, в котором неидеальный звук только помогал эмоциональному раскрытию музыканта. Позже перегруз станет одной из главных особенностей электрогитарой музыки.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Кто сделал электрогитару такой, какая она есть

В 1930-1950 годы назревал запрос на перемену в музыкальной индустрии. На тот момент электрогитары хоть и отличались громкостью и наличием естественного перегруза, но все еще оставались скорее модификацией акустики, чем самостоятельным инструментом. Все изменилось с приходом 1950-х – эпохи смелых музыкантов и не менее смелых инженеров.

Цельнокорпусный Telecaster от Fender

Важнейшим лицом в развитии современных гитар является Лео Фендер. В 1950 году он представил модель Telecaster – первую цельнокорпусную электрогитару массового производства. Ее конструкция отдаляла звук от воздушности акустики и придавала ему злобы, обеспечивала долгий сустейн с пробивной атакой.

За успехом Telecaster последовал не менее легендарный Stratocaster. Он отличался системой тремоло, еще более удобным корпусом и 3 сингловыми звукоснимателями. Страт и по сей день является самой популярной электрогитарой.

После распространения работ Фендера, уже нельзя было сказать, что электрогитара – акустика со звукоснимателями. Лео представил миру принципиально новый вид инструмента, который отразился на развитии современных жанров музыки.

Теплый Les Paul от Gibson

В отличие от Fender, на начало 1950-х Gibson уже имела многолетний опыт в производстве струнных инструментов. Дабы повторить успех цельнокорпусной гитары своего конкурента, Gibson в сотрудничестве с Лес Полом выпустила легендарную Gibson Les Paul. Гитара имела корпус из красного дерева с резной верхней декой из клена, что давало необычно высокий сустейн и теплоту звучания.

Универсальный Duo Jet от Gretsch

Gretsch также не устояла от соблазна выпустить цельнокорпусный инструмент и в начале 1950-х представила Gretsch Duo Jet. Правда в отличие от работ Gibson и Fender, в ее корпусе были проделаны «каналы», что позволило компании захватить рынок как полых, так и цельнокорпусных гитар.

Как электрогитара повлияла на жанры современной музыки?

Социальные изменения: Эпоха развития электрогитар выпала на юность бейби-бумеров – самого активного, бунтарского и энергичного поколения в современной истории. Но до этого момента не существовало ни одного жанра, который подошел бы для выражения этих эмоций. Нужно было придумать громкий, неидеальный и эмоциональный стиль, с таким же по духу музыкальным инструментом.

Музыкальные эксперименты: Пазл сложился и музыканты середины 20 века начали использовать электрогитару в только зарождавшейся рок-музыке. Но новый жанр образовался не с нуля. Многие его ответвления основаны на блюзе, джазе, кантри, R&B, а порой и на всем сразу. Ранним рокерам оставалось смешать гармонические особенности существующей музыки, яркое звучание электрогитар и свой бунтарский нрав.

Первые рокеры: Так и получилась музыка Чака Берри (Chuck Berry), Бадди Холли (Buddy Holly) и Бо Диддли (Bo Diddley). Одни из них использовали новый инструмент для создания запоминающихся риффов и драйвовых ритмов, другие – новаторских соло. Во всех случаях электрогитара стала ничуть не меньшим культурным феноменом, чем сам музыкант.

Развитие усиления: Развитие рок-музыки повлияло и на усиление для гитар. Перегруз перестал считаться недостатком и производители гитарного оборудования начали оснащать свои продукты встроенным искажением и выпускать дополнительные педали перегруза.

Гитарные эффекты: Ближе к 1960-м появилось еще больше типов гитарных эффектов. Пожалуй, самым виртуозным в их применении был Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), который один из первых начал использовать квакушку (Wah-Wah), фузз (Fuzz) и фейзеры (Phaser).

Биография гитарной музыки

1960-е: Рождение гитарных героев

Британское нашествие: The Beatles и The Rolling Stones представили миру британский рок-н-ролл, центральной частью которого была перегруженная электрогитара. Инструмент стал символом молодежной культуры и бунта.

Психоделический рок: Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Эрик Клэптон (Eric Clapton) расширили границы гитарной музыки с помощью эффектов и необычных техник, что привело к появлению психоделического рока.

Фолк-рок: Боб Дилан (Bob Dylan) и Джоан Баэз (Joan Baez) смешали традиции фолка и рок-н-ролла, и с помощью акустических гитар передавали острые социальные послания своей аудитории.

1970-е: Эксперименты с тяжелым звуком

Хард-рок и хэви-метал: Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple, вывели гитарную музыку на новый уровень громкости и искажений, заложив основу для хэви-метала.

Прогрессивный рок: Pink Floyd и Yes использовали комплексные гармонии и сложные технические приемы для раскрытия всех возможностей инструмента.

Панк-рок: The Ramones и The Sex Pistols, напротив, использовали простые и быстрые риффы для разжигания культурной революции в сердцах молодежи.

1980-е: Эра гламура

Глэм-металл: Van Halen, Mötley Crüe и Guns N’ Roses, сочетали яркие гитарные соло с экспрессивными образами и зрелищными выступлениями.

Рождение альтернативы и инди: The Smiths, R.E.M. и Sonic Youth открыли второе дно гитарных эффектов и отошли от традиционных техник.

1990-е: Гранж и не только

Гранж: Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden выдвинули на первый план суровые риффы и сырые соло, ознаменовав отход от глэма 80-х.

Инди-рок: Oasis, Blur и Radiohead вдохнули вторую жизнь в британский рок.

Анатомия гитары

Корпус: Туловище гитары

Корпус гитары служит основой, на которую настраивается все остальные элементы. На акустических инструментах дека также влияет на громкость и тембр звука, а на электрогитаре она определяет сустейн и резкость тона.

Гриф: Позвоночник гитары

В первую очередь качество грифа гитары отражается на удобстве игры.

  • Сырье влияет на стабильность ладов
  • Степень обработки дерева на удобство игры и тактильные ощущения
  • Анкер, то есть металлический стержень внутри грифа, на стабильность строя

Гриф может быть прикреплен к корпусу путем привинчивания или вклеивания. Первый вариант обычно используется на электрогитарах, второй – на акустиках. Винтовой метод более надежный, а вклеенный – дает максимальное количество сустейна.

Звукосниматели: Уши гитары

Звукосниматели внимательно прислушиваются к вибрациям струн и передают их сигнал в усилитель. Датчики для электрогитар можно разделить на 2 типа

Синглы: Отлично чувствуют себя на чистом и слегка подгруженном звуке. Обеспечивают четкую, стеклянную артикуляцию, но заметно фонят.

Хамбакеры: Подходят для исполнения более вязких треков. Не фонят и хорошо показывают себя на перегрузе.

Звукосниматели существуют и на акустических гитарах. Они выполнены в виде пьезо-датчиков, и их главная задача – не искажать тембр инструмента.

Управление электроникой: Мозг гитары

Регуляторы громкости и тона, а также переключатели звукоснимателей позволяют изменять выходную мощность сигнала и тональные характеристики инструмента.

Громкость: Регулятор громкости изменяет уровень сигнала, что отражается не только на самой громкости, но и на мощности звука.

Тон: Регуляторы тона изменяют яркость инструмента, прибавляя или убавляя высокие частоты.

Датчики: Переключатель датчиков позволяет выбирать между сухим бриджем или басовитым неком. На многих гитарах существует режим совместной работы сразу нескольких звукоснимателей.

Бридж и тремоло: Ноги гитары

Бридж, в котором закрепляется нижняя часть струн, влияет на сустейн и резонанс.

  • Фиксированные бриджы обеспечивают стабильный строй и максимальный сустейн.
  • Тремоло бриджы могут похвастаться одноименной системой, которая позволяет изменять высоту ноты с помощью специального рычажка.

Бриджы обычно делают из стали или латуни, что в общем-то отражается только на сустейне.

Струны: Голосовые связки гитары

Толщина и материал струн напрямую влияют на тон гитары и удобство игры. Струны толстого калибра производят полный и громкий звук с большим количеством сустейна, но на них сложнее играть. Тонкие струны более удобны для игры, но они придают звуку чуть меньшую яркость.

Как акустическая гитара, так и ее электрическая версия заслужили свою популярность не только из-за красивого звучания. Конструктивные особенности, необходимость в усилении и яркая эмоциональная выразительность позволили этим инструментам стать культурной иконой, символизирующей свободу, вдохновение и торжество творчества в душе человека.