3 уровня БЛЮЗОВОГО соло на гитаре

Сама по себе блюзовая гармония не отличается особой сложностью: она состоит всего из одного вида септаккорда, заключенного в угловатость блюзового квадрата. Но на практике этот простой паттерн можно обыграть бесчисленным количеством технических и эмоциональных средств. Среди них выделим 3 самые важные структуры, на основе которых можно построить интересное блюзовое соло.

1. Использование минорной пентатоники

Минорная пентатоника – азбука для гитариста. С помощью этого простого и одновременно выразительного звукоряда можно создать соло буквально для любого ответвления блюза. И что самое приятное – оно будет круто звучать.

Составные части минорной пентатоники

Анатомия звукоряда: Минорная пентатоника состоит 1, 3b, 4, 5 и 7b ступеней натуральной минорной гаммы. В этой последовательности упущены 2-ая и 6-ая ступени, которые бы привносили в пятинотный звукоряд неустойчивость. В результате подобной оптимизации пентатоника звучит менее диссонантно и более сфокусировано.

Боксы пентатоники: Отсутствие двух ступеней упрощает и построение минорной пентатоники. Блюзовому гитаристу достаточно выучить 5 основных боксов пентатоники, чтобы полностью овладеть пятинотным звукорядом.

Как нескучно играть пентатонику?

Метод освоения пентатоники не так важен, как стиль ее игры. Так как пятинотная гамма встречается в каждом втором гитарном треке, важно вдохнуть в свою игру как можно больше индивидуальности. Сделать это можно с помощью различных выразительных приемов.

Подтяжки: Своему характерному звучанию блюзовый гитарист во многом обязан подтяжкам. Чаще всего плавным изменением высоты подвергается 4 и 7 ступень. В первом случае нота тянется до квинты, во втором – до тоники. Это позволяет создать выразительное звучание, напоминающее вокал.

Вибрато: Вибрато же сможет украсить фразы с большими длительностями. Эта техника предполагает легкое колебание высоты тона, что сделает ноту более интересной и эмоционально резонансной.

Динамическая артикуляция: Игра с динамикой, то есть с изменением громкости и силы атаки, оживит даже самые банальные пентатонические проходы. Такая техника заключается в переходе между эмоциональным и более спокойным звукоизвлечением. Это позволяет точнее выразить музыкальное намерение, стоящее за той или иной фразой.

Фразировка в минорной пентатонике

Фразировка: Эффективное использование пентатоники в блюзе предполагает продуманную фразировку. Она может представлять собой повторение определенных фраз с небольшими вариациями. Такой метод часто используется для создания напряжения или выделения определенного эмоционального посыла.

Соединение боксов: Не нужно останавливаться лишь на 1 боксе пентатоники. Оставшиеся 4 аппликатуры позволят создавать более длинные и сложные пассажи, не ограничивающиеся одним положением на грифе.

Игра с интервалами: Блюзовые соло можно разбавлять экспериментами с интервалами. Такой подход включает в себя

  • Использование необычных интервалов, например тритона
  • Игра интервалов: кварт, квинт для подмешивания ритм-секции в соло
  • Прыжки через октавы для повторения фразы в новом регистре

Такие техники добавит элемент неожиданности в привычные пентатонические фразы.

2. Смешение мажорной и минорной пентатоники

Лишь одной минорной пентатоникой можно обыграть бесчисленное количество блюзовых треков. Но даже она не сможет сравнится с… двумя минорными пентатониками. А точнее минорной пентатоникой и ее аппликатурой на полтора тона ниже.

Мажорная пентатоника и ее объединение с минором

Мажорная пентатоника: Речь идет про мажорную пентатонику. Она включает в себя  1, 2, 3, 5, 6 ступени мажорной гаммы и по структуре похожа на минорную пентатонику. У обоих звукорядов абсолютно идентичные аппликатуры. Разница заключается лишь в том, что тоника мажорной пентатоники находится на полтора тона ниже родственного ей минора.

Объединение гамм: Несмотря на такое аппликатурное сходство, мажорная и минорная пентатоники имеют разное звучание. Эту особенность можно использовать в качестве выразительного средства, играя на контрасте между минорными и мажорными интервалами.

Техники смешивания пентатоник

Фразировка и контекст: Для практики смешения пентатоник свою фразу можно начать с минорной тональности, а закончить мажорной. Для этого достаточно перенести единственную пятинотную аппликатуру на 3 лада вниз. Подобный трюк прозвучит уместно благодаря сочетанию мажорных и минорных интервалов в малых мажорных септаккордах, которые характерны для блюза.

Построение соло: Соло на основе мажорной и минорной пентатоники стоит создавать с учетом эмоционального содержания, которое они должны передать. Например, минорная пентатоника подойдет для меланхоличных пассажей, а мажор можно использовать для более воодушевляющей части трека.

Акценты: Когда в Ля-минорном блюзовом треке аккорд A7 меняется на D7, что происходит крайне часто благодаря структуре 1-4-5 блюзового квадрата, свою игру можно сместить в сторону Ля-мажорной пентатоники.

Это позволит взять F#, который является как 6 ступенью для пентатоники, так и 3 ступенью для D7. Подобные отметки помогают сделать небольшой акцент на смене аккорда, но при этом не уносят звукоряд от изначальной тональности.

3. Обыгрывание каждого аккорда по отдельности

Если для небольшого акцентирования на смене блюзового аккорда нужно использовать как минимум 2 пентатоники, то для этой же практики в увеличенном масштабе понадобится третья версия пятинотного звукоряда.

Вместе с ней получится ситуация, в которой для каждого аккорда из блюзового квадрата предусмотрена своя собственная пентатоника. Подобный метод предполагает адаптацию соло таким образом, чтобы оно соответствовало гармонической структуре каждого конкретного аккорда, а не полагалось исключительно на тональный центр.

Анализ гармонии

Анализ аккордов: Для обыгрывания аккордовых тонов нужно начать с анализа самой прогрессии. Благо в классическом блюзе используется всего 3 ступени из блюзового квадрата. Получается, что в случае Ля-минора пригодятся пентатоники от Ля, Ре и Ми (1-4-5 ступеней).

Выбор звукоряда: Все 3 тональности прекрасно обыгрываются минорной пентатоникой. При желании в нее можно добавлять нотки мажора, блюзового лада (5b ступени) и других звукорядов.

Однако можно пойти и чуть более сложным путем: использовать миксолидийский лад. Этот звукоряд сочетает в себе малую септиму и большую терцию, что и роднит его с малыми мажорными септаккордами.

Как обыграть каждый аккорд пентатоникой?

Голосоведение: Одна из важнейших техник при обыгрывании каждого аккорда своим звукорядом – голосоведение. Она подразумевает использование как минимум 3 боксов, которые позволяют убрать из своей игры скачки через весь гриф.

Например, если при обыгрывании A7, D7 и E7 полагаться на 1 бокс пентатоники, то начало и конец соло будет разделять как минимум 7 ладов. Чтобы сделать свою игру более плавной, нужно подобрать для D7 и E7 боксы, находящиеся в пределах 1 бокса A7.

Пентатоника для A7

Пентатоника для D7

Пентатоника для E7

Арпеджио:  Для более явного перехода к новому аккорду можно использовать арпеджио. Эта техника предполагает последовательное воспроизведение нот аккорда, что позволяет четко и мелодично очертить его гармоническую структуру.

В уже знакомом 12-тактовом блюзе от A важными аккордовыми тонами будет тоника, терция и септима:

  • A7: A, C#, G
  • D7: D, F#, C
  • E7: E, G#, D

Проходящие тона: Для более плавного перехода к новой ступени квадрата, напротив, нужно использовать вне аккордовые тона в качестве проходящих нот. Самый распространенный пример такого подхода – 5 пониженная ступень, характерная для блюзового лада.

Как сохранить мелодичность при игре пентатоники?

Продуманная фразировка: При таком комплексом методе обыгрывания блюзовых соло стоит помнить о сохранении мелодичности. Для этого свои соло нужно воспринимать как вокальную партию.

Гитаристу не помешает научиться имитировать тому, как певец формулирует свою мелодию. Он не разбрасывается нотами: делает естественные паузы чтобы перевести дыхание и играется с изменением динамики. Такой подход сблизит инструментальную партию с традицией блюзового вокала.

Вопрос-ответ: Не менее действенный прием для подражания истокам блюза – использование техники вопроса-ответа. Это позволит не просто походить на вокальную партию человека, но и приблизит игру к настоящему диалогу.

Тренировка под минусовку: Чтобы максимально отойти от механического обыгрывания аккордов, можно использовать блюзовые бэкин-треки (Backing Track). В них, как правило, смена аккордов очерчена не только в аудио, но и в видео формате. Это поможет научится подчеркивать сначала основной тон нового аккорда, а после и его дальнейшие ступени.

Любое блюзовое соло можно свести к 3 категориям

  1. Обыгрывание пентатоникой
  2. Смешение мажорной и минорной пентатоники
  3. Обыгрывание каждого аккорда по отдельности

При этом нельзя сказать, что 1 метод звучит проще, чем 2 или 3: каждым из них можно небанально обыграть даже самое привычное блюзовое произведение. При использовании лишь одной пентатоники, например, нужно чуть больше внимания уделять выразительным приемам. А при комплексном обыгрывании каждого аккорда стоит помнить про главную составляющую соло – мелодию.