Необычный Подход к Джазовой Импровизации на Гитаре

Подразделы темы:

Необычный подход к импровизации

Необычный подход к импровизации

  • Предисловие для джазовой импровизации
  • Мой первый опыт джазовой импровизации
  • Теория джазовой импровизации
  • Играй фразами в стиле джазовая импровизация
  • Как стать блюзменом в джазовой импровизации?
  • Импровизация аккордами джазовой импровизации
  • Нестандартные гармонии и неправильные ноты джазовой импровизации
  • Главный секрет джазовой импровизации

Предисловие для джазовой импровизации

В современное время сложно представить профессионального гитариста, который не умел бы импровизировать и поэтому данную статью я хотел бы полностью посвятить этой не простой теме. Так давайте же попробуем понять, что такое импровизация простыми словами. С точки зрения философии это первичный и самый древний вид творчества, который присутствует как в искусстве, так и повседневной жизни и в принципе лежащий в основе человеческого существования. Именно импровизация более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Та самая частичка души, которую мы вкладываем в музыкальное произведение.

С точки зрения музыки, импровизация – это сочинение музыки непосредственно во время её исполнения. Но как же всё-таки ею овладеть? Как понять смысл всех этих полунаучных слов и применить это на практике? Просто следуйте за моими мыслями, и я попробую Вам помочь в этом!

Джазовая импровизация

Самое важное что нужно усвоить в начале её изучения это 2 простых правила:

1) Импровизируя, внимательно слушайте ритм и соблюдайте пульсацию.

2) Всегда оставайтесь в гармонии, ищите целевые ноты аккорда.

Прежде чем мы перейдём к теоретической и технической части, очень важно отметить что именно воображение является некой творческой основой этого дела. Мыслите образами, когда играете на гитаре, это привнесёт в Ваш джэм красоту и лёгкость. Не зря многие педагоги говорят, что в импровизации проявляется суть личности, реализующая внезапный творческий импульс экспромтом и сразу в законченном виде.

Мой первый опыт импровизации

Когда я впервые столкнулся с этим словом, мне стало очень интересно как возможно сочинять прямо на ходу непосредственно во время игры. Пытаясь удивить своих одноклассников, я пытался извлекать беспорядочные ноты на грифе, всё что мне попадалось на глаза шло в оборот. Но даже не это было моей главной ошибкой в тот момент, а то, что я пытался играть очень быстро 8-ми или 16-ми. Если хотите импровизировать красиво, не нужно стрелять нотами как из автомата, вначале можно просто поиграть одну ноту в первую долю такта, этого будет вполне достаточно.

Некоторое время спустя я нашёл одну видео школу, в которой рассказывали про пентатонику, изучив которую мне обещали полное освоение импровизации. Пентато́ника — это пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам. Казалось бы, всего 5 звуков, и Ты Король Импровизации! Но не тут–то было! Тот самый первый бокс, который я выучил:

 импровизация на гитаре

Тогда я ещё не знал, что застряну в этом боксе на долгие годы и все мои соло будут заперты в этих рамках. В моей жизни появился Блюз, а этот стиль как известно полностью построен на пентатонике. Такие мастера как B.B. King, Stevie Ray Vaughan, Eric Clapton строили свои великие соло именно на пентатонике, кто знает, возможно среди читающих эту статью есть подобные гении, время покажет ;)

 подход к импровизации

Шли годы, мои вкусы менялись, я начал слушать более сложную, но не менее гениальную музыку: прогрессив–рок, фанк, кантри, джаз, фьюжн. И чем дольше я играл, тем больше понимал, что одной пентатоники мне не хватает. Так как ваш покорный слуга не заканчивал музучилища и всё изучал самостоятельно по мере потребности (возможно также, как и вы сейчас), на моём горизонте появилась диатоника и добавила новых красок, оживив тем самым пятиступенчатую пентатонику. Диато́ника — семи ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам. Как вы уже поняли по понятию из википедии, нот в ней всего на 2 больше. Но как нам известно по одной китайской пословицы: «Один удар, доведённый до совершенства, лучше, чем сто недоученных». И я начал усиленно штудировать все лады диатоники, а именно:

 джазовая импровизация на гитаре

Но и это к сожалению, не помогло мне понять импровизацию в полной мере. И тогда я решил обратиться к специалистам в этой сфере: рок–гитаристам, джазменам на пенсии и действующим педагогам из музыкальных школ. Вся информация и опыт, который я получил от них будет в последующих главах, так что берите свою гитару, наливайте чашку горячего кофе, давайте попробуем понять вместе, что же такое импровизация!

Теория джазовой мипровизации

Сперва я бы хотел вернуться к пентатонике, да–да именно к ней, той самой пентатонике, которую я когда–то оставил. Если добавить всего одну ноту, мы получим настоящее плачущее блюзовое звучание. Обратите внимание на схему:

 гитара джаз

Красной обводкой я пометил расположение блюзовых нот тональности Ля минор. Кстати, если Вы всё ещё не знаете что такое тональность — это принцип  лада, центральной категорией которого является  тоника (основной тон). Остальные категории и  функции тональности  (прежде всего,  доминанта  и  субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой.

Всё, что нам нужно сделать чтобы запомнить расположение всех блюзовых нот — это знание того, что мы понижаем 4-ю ступень пентатоники, а именно ноту Ми на всём грифе. Давайте просто разберём какие ноты (ступени) присутствуют в Ля минорной пентатонике: 1-я ступень Ля-A, 2-я степень До-C, 3-я ступень Ре-D и четвёртая Ми-E (её нам и нужно сдвинуть на полтона влево)

 импровизация джаз

Если Вас заинтересовала блюзовая гамма, то предлагаю немного по импровизировать в ней, если Вы являетесь участником чата Миши Ряженки, то наверняка обладаете приличным количеством минусовок, если нет, зайдите на эту страницу https://misharyazhenka.ru/lessonsprice.

Помните, если Вы освоили Ля минорную блюзовую пентатонику, обязательно играйте её в других тональностях, ведь далеко не все песни написаны в Ля миноре. Постарайтесь уложить аппликатуру первого бокса в пальцы и играть его от любой ноты на 6-й струне.

Следующая гамма, которую стоит освоить, а точнее добавить к нашей существующей блюзовой гамме, это гамма натурального минора, одна из самых распространённых гамм, которые используются в роке. Как, наверное, Вы уже заметили, весь материал я буду давать вам постепенно, не пытайтесь от «кузнечика» перейти сразу к Ингви Мальмстину. Как только Вы понимаете, что полностью разобрались в теме, переходите к следующей.

Джазовая импровизация

В сочетании с блюзовой гаммой, натуральный минор работает просто превосходно. Попробуйте поставить минус тональности Ля минор и погоняйте эту гамму, иногда вставляйте фразы из блюзовой пентатоники. Отличный метод «вопрос–ответа», играйте фразу в одной гамме, отвечайте в другой. Также старайтесь заимствовать фразы у других гитаристов, в этом нет ничего плохого, потому что в своей импровизации, вероятно, вы сыграете её по–другому. Практикуйтесь в разных стилях и под метроном.

Что касается других ладов (мажорного, лидийского и т.д.), то я думаю этой теме посвятить отдельную статью, т.к. это требует более детальной проработке и объяснению. Вы вполне можете посмотреть эту информацию в интернете, но будьте осторожны, в сети очень много шарлатанов 😜

Давайте не будем о грустном, дальше я хочу рассказать Вам о том, как использовать натуральный минор для игры в мажоре! Представьте, что Вам говорят: «Сыграй мне импровизацию в тональности Ля только в мажоре!». Если вы сыграете гамму до мажора, это будет другая тональность и над Вами посмеются, но, если вы сдвинете ту же самую гамму Ля минора на три лада влево…. Вуаля! – Ваша импровизация прозвучит! По сути это будет гамма Фа# минор, которая в свою очередь является параллельной тональностью Ля мажора. Только начинать играть её нужно будет от ноты Ля.

Если у вас есть преподаватель, обязательно задавайте ему такие вопросы, если же, он не отвечает Вам внятно, настоятельно рекомендую найти другого.

Теперь давайте поговорим о довольно интересной гамме гармонического минора. В ней повышена 7-я ступень, которую очень часто называют – «чувственная нота»:

 импровизация на гитаре

Жёлтым я пометил основной тон, серым – повышенную 7-ю. Эта нота придаёт нам неустойчивости и тяготения к основному тону. Когда звучит аккорд Е7, вы вполне можете использовать эту ноту (это при условии нахождения в тональности Ля минор). И в целом звучание такой гаммы имеет восточное, местами еврейское, а может испанское звучание всё зависит от контекста. Главное, не пытайтесь вставлять эту ноту слишком часто, Вы просто рискуете утомить своего слушателя. Экспериментируйте с этими гаммами, пытайтесь понять, что Вам больше всего по душе.

А теперь давайте подведём итог, мы освоили Пентатонику, Блюзовую гамму, Натуральный минор, Гармонический минор. Это уже огромный пласт информации, который поможет Вам импровизировать «вкусно»! Но это только начало, поэтому жду Вас в следующей главе ;)

Играй фразами в стиле джазовой импровизации

Немного предыстории. Было время, когда я заинтересовался изучением английского языка. В тот период я сразу приобрёл несколько учебников и начал их штудировать. По прошествии определённого количества времени, я понял, что не владею языком даже и на 25%. Но совсем недавно я отправился в 2-х недельное путешествие по Европе, где мне пришлось изъясняться фразами, которые где–то слышал время от времени, и к концу поездки понял, что, даже если ты не знаешь теорию, но знаешь огромное количество фраз, ты уже можешь контактировать с нашими друзьями из зарубежья.

В импровизации, на самом деле похожая история. Один раз я встретил гитариста, который совершенно не знал теории, но он знал миллионы фраз, которые придумывал на ходу, как бы напевая про себя, он тут же проецировал их на гриф, тем самым создавая музыку. Все любили этого гитариста, и когда я пришёл к нему на занятия, вместо того чтобы гонять гаммы, он включил минус и с суровым выражением лица сказал: «Играй!». В тот момент я вдруг осознал, насколько важны фразы в импровизации. Я сразу же начал искать опорные тона каждого аккорда и смысл импровизации постепенно начал раскрываться.

Так как же научиться играть фразами? – спросите Вы. Первый способ — это переиграть огромное количества соло. Обратите внимание на таких гитаристов как David Gilmour, Eric Clapton, Jeff Beck. Эта тройка гитаристов не отличается особой скоростью в своей игре (что для начинающего гитариста определённый плюс), но как же красиво и вкусно они играют свои фразы! Примеры их песен Вы найдёте в интернете.

«Музыка — это пространство между нотами» — Люка Дебарг»

Проговаривая какую–то фразу, вы останавливаетесь, делая паузу, тем самым намекая собеседнику на его ответ или же думая над следующей фразой, давая время собеседнику подумать над значением предыдущей. В импровизации я советую делать также, а именно построение соло по методу «вопрос – ответ» или фраза/пауза/фраза. Всегда старайтесь сказать что–то «между нот», вкладывайте чувства и эмоции, Ваш слушатель непременно это оценит. Все паузы, которые Вы будете делать вовремя соло будут давать вкус, привкус и значение того что вы воспроизводите. Ведь музыка это не черное на белой бумаге, это белое на черной бумаге.

После того как Вы освоили первый способ фраз, я настоятельно рекомендую попробовать второй. К этому способу лучше приходить, когда вы переиграли множество культовых соло. Попробуйте поставить минус и пытайтесь придумывать фразы. Не стесняйтесь в своём творчестве, сразу всё не получится, но начать - это самое сложное.

Давайте возьмём обычную последовательность аккордов C | G | Am | F

Можете наиграть эти аккорды на диктофон или найти подобный минус на YouTube и попробовать обыграть их. Первый аккорд До мажор (С). Какие ноты на него можно сыграть? – Выбор за Вами, но, если не можете ничего придумать, давайте подскажу. Тональность До мажор, значит можно спокойно сыграть терцию Ми (Е), например вот здесь:

 подход к импровизации

Когда звучит аккорд До мажор (С), просто играй на всей его длительности терцию Ми (пометил жёлтым цветом). Это можно назвать целевой нотой аккорда. Все ноты, помеченные белым цветом тоже можно и даже нужно играть, главное, чтобы первая нота прозвучала либо красная, либо помеченная жёлтым. Терция — это некое сердце аккорда, обозначающая минорную или мажорную принадлежность, играя её никогда не ошибёшься.

Следующий аккорд Соль мажор (G), предлагаю сыграть квинту для разнообразия:

 джазовая импровизация на гитаре

Пятая ступень Ре (D) вполне прозвучит, главное взять её в верхнем регистре.

На Ля минор (Ам) играем 2 ноты — половина такта терция До (С), вторая половина тоника Ля (А):

 гитара джаз

На 4-й аккорд Фа мажор (F) предлагаю сыграть тоже 2 ноты – тонику Фа (F) и пятую ступень До (С):

 импровизация джаз

Заметьте, что все ноты находятся рядом, для того чтобы красиво импровизировать вовсе не обязательно скакать по грифу, достаточно оставаться в 1-й или 2-х позициях.

Пытайтесь придумать свои фразы, основываясь на этих нотах, разучивайте красивые мелодические соло, одним словом развивайтесь!

Давайте перейдём к 3-му способу – сочинение риффов. Но для начала нам нужно понять, что же такое рифф? – это циклическая мелодическая фигура, которая символизирует собой определённое произведение. Риффы характерны для афроамериканской культовой музыки (госпела), джаза и многих разновидностей рока и блюза. В джазе c 1930-х гг. риффы используются многообразно, например, в виде переклички инструментальных групп (тема vs. рифф). Из джаза риффы перекочевали в некоторые формы рок–музыки, например, гитарные риффы (часто дублированные электроорганом) стали характерной чертой хард–рока в его реализации группой Deep Purple («Smoke on the water», «Rat bat blue», «Sail away», «Lady double dealer», и мн. др.). Гитарные риффы практиковали и другие рок–группы, как например, в популярной песне «Kashmir» (группы Led Zeppelin), где «ориентальный» (восточный) эффект создаётся сочетанием простого хроматического мотива.

Джазовая импровизация

Риффом может быть и арпеджио, и любой пассаж, таким образом это имеет прямое отношение к фразам. Например, Вы можете просто играть арпеджио каждого аккорда в гармонии и это вполне можно будет назвать риффом или играть несколько нот лада, который принадлежит аккорду в определённой тональности, к примеру аккорд До это мажорный лад, аккорд Соль – миксолидийский и т.д. Также не забывайте использовать ноты, которые мы изучили в главе Теория, они привнесут новых красок.

Ещё Вы можете экспериментировать с музыкальными размерами, например, известный рифф прогрессив–рок группы Rush – Limelight имеет размер 4/4 и начинается после 2-го удара метронома, а не как мы привыкли с первой доли:

 импровизация на гитаре

А вторая часть этого классического риффа играется в размере 7/4, что привносит некий контраст звучанию. Давайте послушаем:

Избегайте шаблонных фраз, если видите, что нет сил играть что–то новое, меняйте позицию, вместо 1-го бокса пентатоники попробуйте поиграть 3-й или просто меняйте тональность, при этом положении руки оставляя на том же месте. Также никто не отменял стандартных приёмов, таких как вибрато, стаккато, бенды, слайды, форшлаги и т.д. Всё это оживит Ваши собственные соло.

А теперь давайте разберём проблему №1 всех начинающих импровизаторов, это игра без ритмики и пульсации. Вы можете играть без фраз, без гармонических и блюзовых гамм, играя три ноты и это будет убийственный грув, сражающий всех наповал, а может быть и обратное – будете использовать тэппинг 32-ми и поливать как Кирк Хэммет, но вне грува и времени, и это будет выглядеть плачевно. Как правило это связано с боязнью зацепить не ту ноту или банальная неуверенность. Просто ничего не бойся, играй уверенно и занимайся под метроном! Под пульсацией я понимаю грамотную расстановку акцентов, например, на первую долю играть немного громче и эмоциональней чем на вторую и конечно же 100% попадание в метроном. Также в некоторой степени очень важно «играть с чувством», когда вы вкладываете все эмоции и душу в ваш джэм. Плюс, огромную роль играет динамика, это когда одну фразу или рифф Вы играете тихо, а другую громко. Отсутствие динамики выравнивает всю нашу игру словно плоская настройка эквалайзера убирая из неё все совершенные несовершенства.

И в заключении этой главы, я бы хотел рассказать немного о целевых нотах, которых упоминал ещё в самом начале. Само название говорит само за себя – ноты, к которым мы целенаправленно стремимся. По сути это ступени аккорда: 1/3/5, в септаккордах – 7-я, в нонаккордах – 9-я. Если Вы ещё не знаете, что такое септаккорды и нонаккорды, рекомендую заглянуть на страницу курсов Миши и освежить память. К примеру аккорд F:

 подход к импровизации

На рисунке я указал все ступени аккорда, которые и являются опорными. Когда звучит аккорд F, вы можете начать обыгрывать его с терции, т.е. с 3-й ступени и в дальнейшем строить мелодическую линию вокруг этой ноты. Тоже самое можно сделать с другими аккордами и ступенями как уже было показано на примере последовательности аккордов C | G | Am | F.

И по традиции, давайте подведём итоги главы:

  • Фразы имеют очень важное значение
  • Паузы между фразами иногда говорят больше чем сами фразы
  • Из любой удачной фразы можно сделать рифф
  • Нет пульсации, нет и импровизации
  • Целевые ноты – самые правильные ноты!

Как стать блюзменом в джазовой импровизации?

Блюз, на мой взгляд очень важная составляющая импровизации, т.к. все соло в этом стиле построены на ней. Слово блюз появилось от 2-х англ. слов:  blue devils «уныние, хандра». Истоки блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабовладельчества на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. Отсюда, как Вы понимаете и появились те самые депрессивные ноты, а именно 3, 5 и 7 пониженные в звукоряде натурального мажора. Зачастую эта музыка имеет весьма гипнотическое воздействие, в основном благодаря музыкантам Дельта–блюз направления. Собственно, родиной этого стиля считается дельта реки Миссисипи. Если Вы хотите познакомиться с самыми известными представителями и в какой–то степени основоположниками этого стиля, обратите внимание на Robert Johnson, John Lee Hooker, Muddy Waters.

 джазовая импровизация на гитаре

А теперь давайте попробуем разобраться в особенностях этого стиля. В блюзе важную роль играет ритмика, причём как во фразе, так и в аккомпанементе. Блюз, это больше разговор чем пение. Сильный перегруз здесь не используется, потому как это снижает выразительность всех фраз. Именно поэтому это идеальный стиль чтобы начинать импровизировать. Темп, как правило не самый быстрый и смена аккордов позволяет прочувствовать каждый аккорд чтобы обыграть его. Да и средства обыгрывания незамысловатые – пентатоника. Гармонически, блюз довольно простая музыка, для этого Вам понадобится 3 аккорда – тоника, субдоминанта и доминанта прямо как в блатняке ;) Ах да, забыл упомянуть, многие блюз гитаристы понижали строй гитары на пол тона (возможно, чтобы было легче петь), но на мой взгляд это придавало не совсем привычное звучание.

Но основная фишка блюза вовсе не в звукоряде и не в гитарном строе, а в его фразировке, поэтому главу «Играй фразами» я поместил раньше. Этот уникальный жанр можно понять только сердцем….Эх, если бы Ваш покорный слуга мог сказать: «Ребята, всё что вам нужно знать чтобы играть Блюз это состояние когда хорошему негру плохо»😪 И возможно Вы ответите: «Значит Рэп – это когда плохому негру хорошо?)»😁 Может Вы и правы, не буду спорить и просто продолжу своё повествование!

Многие начинающие гитаристы находят цифровые табулатуры известных соло, выучивают их, играют чисто и безошибочно, попадая идеально в ритм произведения, но звучит это скучно и безжизненно. – Знаете почему? – Всё просто, технически возможно выучить абсолютно любое произведение, уделив ему приличный пласт личного времени, но если не вложить в него эмоции и чувства, то даже какой–нибудь сверхскоростной запил Рэнди Роадса прозвучит пресно. Я видел немало уже состоявшихся гитаристов, которые играли вроде бы всё правильно, но это абсолютно не цепляло за душу. Максимальные эмоции и максимальная выразительность, уверенность, то, что Вам пригодится в этом стиле.

Что касается ритма в блюзе, то нельзя обойти стороной такое понятие как Шаффл (Shuffle) – это триольный ритм, в котором из каждой триоли выпала средняя нота. Простыми словами это будет так — звучит первая нота, затем пауза, потом третья и так по кругу. Лично мне этот ритм напоминает хромого человека с костылями, который начал передвигаться стакатными движениями. Это ощущение раскачки проще почувствовать или поймать, ведь главное здесь это необычная пульсация. Впрочем, думаю, хватит разговоров, давайте перейдём к самому интересному – какие ноты играть на блюз?

Основной миф этого стиля, это то что не нужно обыгрывать каждый аккорд отдельно. Известные архаичные блюзмены используют некий микс звукорядов, арпеджио и фраз, которые когда–то создали в процессе обучения, даже не задумываясь об этом. Если Вы придёте на урок к Блюзмэну старой школы, он не будет рассказывать Вам теорию ладов или заставлять заниматься сольфеджио, вероятно он покажет Вам несколько фишек и заставит вас их повторить. Блюз — это некая свобода, ведь не зря говорят, что доминант септаккорд (малый мажорный) — это самый грязный аккорд, на который можно играть всё, что угодно (собственно из этих аккордов и состоит весь блюз). Доминанта стерпит всё!

Но всё-таки давайте пройдёмся по самым популярным элементам, которые можно играть на блюз, и тут всё достаточно просто, во–первых, это пентатоника (5 боксов). Для разнообразия возьмем тональность Фа минор:

 гитара джаз

Во–вторых, блюзовая гамма, которую мы изучили в главе «Теория». И нужно понимать, что главные ступени аккорда, который Вы обыгрываете являются 3 и 7, а не 1 и 5. 3-я ступень характеризует качество терции (мажорной). И заметьте, что Вы играете минорную пентатонику на мажорные аккорды. Магия? – нет, это всего лишь Блюз, детка!🤠 Эрик Клэптон в своих соло очень часто миксовал минорную и мажорную пентатоники и звучало это довольно интересно. Обратите внимание на композицию группы Cream – Crossroads. Гармония там блюзовая – А7 | D7 | А7 | D7 |E7 | А7. В конце главного риффа Эрик на аккорд А7 играет…. вы не поверите, минорную пентатонику с мажорной терцией! «Садись, двойка, Эрик!» — Наверное так прозвучало бы последнее слово преподавателя, если бы Клэптон сыграл данное произведение на экзамене в музыкальной школе. Кстати, для справки, песню Crossroads написал Robert Johnson, да–да тот самый блюзмен, который продал душу дьяволу, но сейчас речь не об этом, а о том, как здорово прозвучала эта фраза, давайте послушаем:

Ок, мажорную пентатонику добавили, теперь хочу рассказать о миксолидийском ладе. Допустим, наша тональность До мажор, гармония С7 | F7 | G7. Первый аккорд До, на него играем миксолидийский лад:

 импровизация джаз

Рисунок слева условная сетка миксолидийского лада, где белые круги — это тоника, справа обозначение нот этого лада. На аккорд F7 мы играем тоже миксолидийский, но уже от первого лада, на G7 тоже миксолидийский, но уже от третьего лада (который находится в тональности До мажор). Кстати, если хотите подробней разобраться в этих тонкостях, загляните на аккордовый курс Миши Ряженки, там всё можно увидеть своими глазами.

Ну что же, пора подводить итоги, но в этой главе я этого делать не буду. Почему? Вероятно, потому что уже пора переходить к практике. Первое, что Вам нужно сделать это найти минус в любой удобной для вас тональности, желательно с ритмом Шаффл (темп не быстрый). Второе, выбрать любую удобную для Вас фразу, желательно короткую. Третье, сыграть её под аккомпанемент и стараться её варьировать с помощью всего того, что мы с вами изучили. Не забывайте использовать украшения, такие как бенды, дабл стопы, вибрато, слайды, легато, стаккато. Ведь именно так, меняя исходные фразы старых блюзменов и появилось то миллионное многообразие, которое мы видим в популярном блюзе сегодня. Да пребудет с Вами Блюз, Господа ;)

Импровизация аккордами в джазовой импровизации

Естественно импровизация аккордами процесс не простой, одно дело ковырять одиночные ноты пентатоники или гаммы, а здесь нужно мыслить аккордами, но, как говорится «Дорогу осилит идущий» и, если Вам интересна эта тема, я очень рад. Ведь если Вы будете практиковаться в этой области очень часто это не просто поможет Вам импровизировать, но вы также узнаете гораздо лучше гриф, аппликатуры аккордов, разовьёте свой мелодизм и связь аккомпанемента с мелодической частью, ведь любое соло нельзя отделить от аккордов и двигать в хаотичном направлении.

Для начала нам понадобится хорошо разобраться в аппликатурах трезвучий (азов аккордовой импровизации). Что такое трезвучие? – Это 3 основных ноты аккорда, которые мы изучали в предыдущих главах: 1/3/5. Из них состоят простые мажорные и минорные аккорды. К примеру, возьмем аккорд Ля мажор (баррэ 5 лад) и попробуем найти все основные аппликатурные модели на грифе:

Джазовая импровизация

Я нашёл 4 популярных аппликатуры, которых Вам вполне хватит чтобы обыграть аккорд Ля мажор. Номер лада указан в квадратной сноске.

А что если в нашей последовательности аккордов присутствует минорный аккорд? Аппликатуры естественно немного изменяться, допустим Фа# минор:

 импровизация на гитаре

Ключевое слово в понятии трезвучие это 3, а значит нам необязательно брать аккорд целиком, достаточно взять 3 удобных звука и этого будет достаточно. Попробуйте поставить любой одноаккордовый минус и погонять все эти аппликатуры. Басовую ноту брать необязательно, поупражняйтесь на группе струн 2,3,4 или 1,2,3.

Когда речь заходит о трезвучиях, я всегда вспоминаю талантливого гитариста Рэнди Роадса. В куплете песни Ozzy Osbourne – Crazy Train Рэнди обыгрывает Ля мажор, Ми мажор и Ре мажор простыми трезвучиями, причем на всём протяжении звучит басовая нота Ля:

 подход к импровизации

Здесь не поспоришь, звучит великолепно!

Что касается септ аккордов (малых и больших), для того чтобы сыграть восходящий или нисходящий ход нам понадобится также знать все аппликатуры. Рекомендую обыгрывать на первых 4-х струнах, старайтесь не лезть в басовые регистры, этим займётся бас гитара.

Все аппликатуры малого мажорного аккорда Соль:

 джазовая импровизация на гитаре

Все аппликатуры малого минорного аккорда Соль:

 гитара джаз

Помните, что все аппликатуры, которые Вы видите можно использовать не только для аккорда Соль, но также для любого мажорного или минорного аккорда (главное найти правильный лад), например, Фа или Си. Старайтесь самостоятельно находить их на всём грифе и импровизировать.

Затрагивая импровизацию аккордами также нельзя не упомянуть так называемый аккордово–мелодический стиль – это когда извлекая какой–либо аккорд, Вы добавляете к нему дополнительную ступень, например, 6/9/11. Давайте рассмотрим на примере классического трека «Hey Joe», тональность Ми мажор – C | G | D | A | E. Сперва попробуйте поиграть эти аккорды, а затем поставьте версию Джими Хендрикса и прислушайтесь к тому, как он их обыгрывает посредством этого стиля и также меняет обращения, не застаиваясь в одних и тех же позициях. Ну что услышали? Понравилось? А теперь давайте посмотрим какие ноты он добавляет, первый аккорд C (До):

 импровизация джаз

Просто возьмите баррэ на 5 ладу и попробуйте добавить ноты, которые я показал стрелками (Фа и Ля). Техника hammer on/pull of идеально подойдёт для этого хода.

Для аккорда G (Соль) можно добавить 3 ноты. Вообще воспринимайте их как временное украшение, так как это не совсем устойчивые ноты. И в случае с аккордом Соль извлекайте их мизинцем, так как остальные будут удерживать аккорд:

Джазовая импровизация

Остальные аккорды можно обыгрывать по той же схеме, пробуйте разные варианты аппликатур и ищите ноты, которые можно добавлять. Ритмика таких украшений очень важна, старайтесь много слушать подобной музыки и пытаться это повторить. Со временем у Вас выработается свой стиль (проверено на собственно опыте).

Что касается джаза, можно использовать замены, здесь нужно запомнить простое правило – чем больше общих звуков у аккордов, тем лучше будет замена. Как правило используют 2 основные замены: тритоновая и терцовая. К примеру, терцовая, если Вы хотите заменить большой мажорный До, обратите внимание на его форму, ничего не напоминает? – Правильно — Ми минор:

 импровизация на гитаре

Наверняка Вы спросите: «А почему терцовая?» — потому что терция аккорда До – нота Ми, отсюда и название.

Тритоновые замены делаются чуть хитрее, из самого названия можно понять смысл этой замены – добавляем или отнимаем 3 тона:

 подход к импровизации

А если мы добавим G (Соль), которая есть в аккорде До, то получим уменьшённый тип аккорда. Таким образом добавляя в тритоновую замену звуки оригинального аккорда (например, 5-ю ступень), мы делаем замену более гладкой. Тритоноые аккорды воспринимаются мной как проходящие или задерживающие, представьте, что смотрите фильм, а развязка всё никак не наступает, но действия фильма стремятся к ней.

Не забывайте также использовать слайды аккордов, например, Вам нужно прийти в аккорд Си минор7, можно прийти к нему по полутонам от Ля минор7, затем Ля# минор7 и Си минор7:

 джазовая импровизация на гитаре

Джаз любит хроматизмы, как и в соло, так и в аккордах. Используйте все эти методы и Ваш музыкальный материал станет намного богаче!

А теперь давайте подведём итог, какие методы можно использовать в аккордовой импровизации:

  • Разные аппликатуры аккордов по всему грифу
  • Аккордово–мелодический стиль – это когда поверх аккордов мы играем дополнительные ступени
  • Аккордовые замены и хроматизмы для создания движения в музыке

Нестандартные гармонии и неправильные ноты в джазовой импровизации

В этой главе я хотел бы затронуть тему того, насколько далеко можно заходить в импровизации. Существуют ли неправильные ноты? И как вообще импровизировать, если тональность постоянно меняется? Как импровизировать на джазовые аккорды?

Давайте отложим теорию в сторону и сразу начнём с примеров.

Вот гармония: Cmaj7 / D#maj7 / Dm7 / G#13

 гитара джаз

Сейчас Вы, наверное, думаете: «О, Боже, всего несколько аккордов, но я не знаю, что на них играть!». Ок, что мы имеем, тональность До мажор. Первый аккорд Cmaj7 – первый номер тональности, D#maj7 – вне тональности. Предположим Cmaj7 мы обыграем мажорным ладом или пентатоникой, а что делать с D#maj7? – Внимание: мы обыграем его лидийским ладом. И это сработает. Смотрим что играть:

 импровизация джаз

Желательно начинать играть с ноты D#. Красным я пометил сам аккорд, белым – ноты, которые прозвучат.Затем звучит аккорд Dm7, и мы снова возвращаемся в тональность, можете сыграть здесь Ля минорную пентатонику и добавить минорную терцию F (Фа) или сыграть дорийский лад:

Джазовая импровизация

И в конце гармония нас приводит в G#13, на него прозвучит G# миксолидийский лад:

 импровизация на гитаре

Звучит сложно, я знаю, но нужно пробовать, не ошибается тот, кто ничего не делает. Кто–то скажет, это очень сложно постоянно искать расположения всех этих ладов в сиюминутные мгновения, поэтому я хочу показать Вам мой способ делать это. К примеру, D# лидийский лад, откуда он взялся? – А ведь это 4-я ступень тональности Bb мажор. А значит мы уже мыслим тональностью Bb мажор или Соль минор, так как они параллельны, помните? Для этого очень важно знать гаммы тональности, в которых Вы будете импровизировать. Я не знаю, сработает ли эта система для Вас, но она точно работает для меня!

Музыка это не строгая наука, поэтому такого определения как неправильные ноты – нет. Любая нота может быть правильной, но в нужном месте. Всё зависит от контекста, в одном случае аккорд прозвучит хорошо, в другом он будет не на своём месте. Например, на блюзовую гармонию прозвучит микс из мажорной и минорной пентатоники, но, если Вы примените это метод в популярной музыке, все будут на Вас смотреть как на белую ворону. А джазовые аккорды могут не прозвучать в хэви метале, т.к. они там просто не нужны. Что же касается слабой и сильной доли, если на аккорд До мажор в сильную (первую) долю мы сыграем ноту Фа, то она будет резать слух, т.к. является неустойчивой, но если она прозвучит уже на вторую долю (слабую), то наоборот украсит аккорд.

Хроматические ноты, в той или иной степени можно тоже отнести к неправильным, но если играть их довольно быстро и прийти к опорной ступени аккорда как в примере соло Bill Haley & His Comets — Rock Around The Clock, это имеет право на существование:

 подход к импровизации

А что же делать если Вы вдруг взяли не правильную ноту, но не хотите, чтобы она звучала – всё просто, сделайте восходящий слайд или бэнд, большая вероятность что придёте в нужную Вам целевую ноту. Я так часто делаю, когда знаю тональность, но не знаю какие аккорды в ней играются, очень часто прокатывает😎

Главный секрет джазовой импровизации

Ну что ж дорогие друзья, вот мы и пришли к финальной главе данной статьи. Хочу предупредить Вас, всё что было сказано выше не является истиной в последней инстанции, все факты и аргументы можно оспорить и перепроверить. Настоятельно рекомендую Вам – не пытайтесь освоить всё и сразу, всему своё время. Моя цель всего на всего дать Вам правильный вектор развития, натолкнуть на осознанный путь мышления гитариста.

Я не думаю, что есть какой–то секрет или короткий путь к импровизации, как гласит одна японская мудрость: «Прогресс приходит к тем, кто тренируется изо дня в день. Полагание на секретные техники ни к чему не приведёт». Даже если Ты освоишь всю теорию, все виды гамм, неправильных нот и выучишь все 3 тысячи аккордов это не даст тебе 100% способности сочинять на ходу.

Перед тем как начать импровизировать, забудь теорию, включай сердце, все свои чувства, открой неисчерпаемый канал из глубин космоса и просто играй!

И напоследок отрывок моей любимой импровизации Джими Хендрикса на фестивале Вудсток:

group 1
equalizer 5
Обучение игре на гитаре — в вашем смартфоне
  • Методика Миши является уникальным в РФ явлением, когда действующий музыкант-профессионал уложил все свои знания и навыки в понятную любому гитаристу систему, доступную каждому желающему.
  • Автор обладает всеми необходимыми профессиональному музыканту регалиями, в т.ч. премией президента РФ и дипломом о высшем образовании в т.ч. и по музыкальной педагогике..
  • Концертный и студийный опыт автора позволяет со всех сторон гибко подойти к составлению программы обучения для любых целей студента и ученика.